Лаборатория литературоведческих и лингвистических исследований
Информация о заведующем:
Ларкович Дмитрий Владимирович – доктор филологических наук, профессор.
Контактная информация:
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, каб. 408
тел. (3462) 22-31-87 (доб. 408)
DLarkovich@surgpu.ru
Цели деятельности:
- Разработка содержания филологического компонента профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
- Внедрение результатов филологических научных исследований в практику преподавания в средней и высшей школе.
Список сотрудников:
Дворяшина Нина Алексеевна – главный научный сотрудник, доктор филологических наук, доцент;
Парфёнова Нина Никифоровна – главный научный сотрудник, доктор филологических наук, профессор;
Сироткина Татьяна Александровна - главный научный сотрудник, доктор филологических наук, доцент;
Гаврилов Виктор Викторович - ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент;
Колягина Татьяна Юрьевна - ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, доцент;
Кашкарева Алена Петровна - старший научный сотрудник, кандидат филологических наук;
Тематика НИЛ:
Филологический компонент в системе профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
Основные публикации за 2017-2020 г.
Учебники и учебные пособия:
- Галян С.В., Ларкович Д.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального (югорского) текста: учеб.-метод. пособие для студентов / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Тюмень: Аксиома, 2017. – 172 с.
- Галян С.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста: учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 166 с.
- Гаврилов В.В., Сироткина Т.А. Голос как инструмент успешности: методические указания / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 36 с.
- Сироткина Т.А., Руднева О.В. Русский язык. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 131 с.
- Репонь А., Сироткина Т. Русский язык как иностранный: чтение и аудирование текста: учебное пособие для словацких студентов / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – 120 c.
- Сироткина Т.А., Сафонова Н.Н., Руднева О.В., Колягина Т.Ю., Ермаковская Т.А. Cтилистика и литературное редактирование: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2019. – 152 с.
- Дворяшина Н.А.,А. Усанова И.А., Кашкарева А.П., Сироткина Т.А., Бреусова Е.И. , Сафонова Н.Н., Руднева О.В., Зворыгина О.И. «Как слово наше отзовется»: филологический компонент в организации воспитательной работы в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2019. – 270 с.
- Ларкович Д.В. Авторский феномен Г.Р. Державина в контексте культурной традиции : учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 440 с.
- Ларкович Д.В., Усанова И.А. История отечественной литературы. XIX век: Учебно-методическое пособие. Направление подгот. 42.03.02 Журналистика, направленность Корреспондент СМИ, уровень бакалавриата. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. 182 с.
- Ляшук В., Сироткина Т. Русская стилистика – активная коммуникация. Практический курс / Университет Матеа Бела, Сургутский государственный педагогический университет. – Банска Быстрица:Belianum, 2020. – 156 с.
Монографии и сборники научных статей:
Публикации в российских научных журналах из списка ВАК:
- Дворяшина Н.А. «Покуда над стихами плачут…»: зачем и кому нужна поэзия? // Литература в школе. – 2017. – № 5. – С. 15–21.
- Ларкович Д.В. К вопросу о природе модальности в лирике Т.Г. Шевченко периода оренбургской ссылки// Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 3 (203). – С. 25–31.
- Сироткина Т.А. Ономастическая категория в художественном тексте как отражение национального идентитета // Когнитивные исследования языка. 2017. – № 29. – С. 402–409.
- Сироткина Т.А. Актуальные проблемы филологического анализа регионального текста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 68–73.
- Сироткина Т.А. Проблемы литературного краеведения в контексте школьного литературного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 86–90.
- Дворяшина Н.А. Волшебный свет детской книги // Литература в школе. – 2018. – № 8. – С. 21–25.
- Ларкович Д.В. Орфический мотив в рассказе И.А. Бунина «Грамматика любви»: опыт мифопоэтической интерпретации // Литература в школе. – 2018. – № 8. – С. 8–11.
- Сироткина Т.А. Вершинина из Вершинино // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. – Т. 10. – Вып. 2. – С. 122–127.
- Сироткина Т.А. Этноним «вогулы» в исторической прозе А. Иванова // Вестник угроведения. – 2018. – Т. 8. – № 3. – С. 463–470.
- Дворяшина Н.А. Две девочки – девушки – женщины // Литература в школе. – 2018. – № 12. – С. 18–23.
- Сироткина Т.А. Прозвища как объект когнитивной ономастики // Когнитивные исследования языка. – 2018. – № 34. – С. 207–210.
- Галян С.В., Cироткина Т.А. Формирование понятия «региональный текст на уроках литературы // Литература в школе. – 2018. – № 8. – С. 25–28.
- Сироткина Т.А. Этнические образы народов Сибири в романе Алексея Иванова «Тобол» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. – Т. 10. – Вып. 4. – С. 70–79.
- Дворяшина Н.А. «Я разговор веду высоким ладом песни…» (А. Блок и музыка) // Литература в школе. – 2019. – № 7. – С. 13–21.
- Ларкович Д.В. «Югорский текст» как литературная реальность: к постановке проблемы // Вестник угроведения. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 40–52.
- Ларкович Д.В. Диалогические интенции в лирической поэзии Г.Р. Державина // Текст. Книга. Книгоиздание. – 2019. – № 19. – С. 37–47.
- Сироткина Т.А., Ганущак Н.В. Этнические образы ханты и манси в региональной художественной литературе // Вестник угроведения. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 279–286.
- Сироткина Т.А., Бреусова Е.И., Ганущак Н.В., Зворыгина О.И. Regional Literary and Language Space: Actual Study Aspects // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – Vol. 24. Is. 5. – P. 4509–4519.
Участие в международных конференциях в 2017-2020 гг.:
Ларкович Д.В.:
- Štýlakovýskumnýnástroj v synchrónii a diachrónii: k teóriislovanskýchspisovnýchjazykov (Банска Быстрица, Словакия, 24–26.12.2017). Доклад «Стиль как категория теоретической поэтики в изучении российского литературоведения».
- Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Русский язык как ценностная категория в прозе С.Д. Довлатова».
- Г.Р. Державин и диалектика культур (Казань, Россия, 29.11–1.12.2018). Доклад «Диалогические интенции в лирической поэзии Г.Р. Державина».
- Славянские литературные языки в синхронии и диахронии: западнославянский и восточнославянский контекст (Банска Быстрица, Словакия, 20.03.2019). Доклад «Семиотический код образа России в лирике Ф. И. Тютчева».
- Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания (Будапешт, Венгрия, 17–18.05.2019). Доклад «Авторское сознание как категория теоретического литературоведения».
- Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды (Ханты-Мансийск, Россия, 1–2.06.2019). Доклад «Русский язык в XXI веке: исследования молодых (из опыта проведения совместных научных конференций)».
- Державинские чтения (Казань, Россия, 18–19.10.2019). Доклад «Концепт судьбы в лирике Г.Р. Державина».
- Текст в системе обучения русскому языку и литературе (Нур-Султан, Казахстан, 15.06.2020). Доклад «Интермедиальность в поиске гоголевских смыслов (на материале экранизаций повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)».
- Первая волна русской эмиграции (Будапешт, Венгрия, 13.11.2020). Доклад «Русская эмиграция до “первой волны”».
Сироткина Т.А.:
- Štýlakovýskumnýnástroj v synchrónii a diachrónii: k teóriislovanskýchspisovnýchjazykov (Банска Быстрица, Словакия, 24–26.12.2017). Доклад «Reflection of cultural contacts in the ethnonomy of the region».
- Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация (Москва, Россия, 29–30.03.2018). Доклад «Информационные ресурсы как источник материала для филологического анализа регионального текста».
- Актуальные проблемы обучения русскому языку (Брно, Чехия, 16–18.05.2018). Доклад «Названия народов в разных типах дискурса как отражение межкультурного диалога».
- Актуальные проблемы и перспективы русистики (Барселона, Испания, 20–22.06.2018). Доклад «Актуальные проблемы современной этнонимики».
- Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Отражение культурных контактов в этнонимии региона».
- Ономастика Поволжья (Великий Новгород, Россия, 17–20.09.2019). Доклад «Ономастическое пространство ХМАО-Югры: актуальные направления исследования».
- Литературные языки западных и восточных славян в синхронии и диахронии (Банска Быстрица, Словакия, 20.03.2019). Доклад «Образ региона в современной диалектной речи».
- Текст в системе обучения русскому языку и литературе (Нур-Султан, Казахстан, 15.06.2020). Доклад «Региональный текст в системе обучения русскому языку и литературе».
Дворяшина Н.А.:
- Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы («Шолоховские чтения–2017) (Вёшенская, Россия, 6–8.09.2017). Доклад «“На этой какой-то детскости и растет все”: детское в героях романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”».
- I Крымский международный форум «Книга в культуре детства» (Симферополь, Россия, 15.09.2017). Доклад «Уроки душевного прозрения: нравственный потенциал детской книги».
- Гуманитарные науки и православная культура (XVI Пасхальные чтения) (Москва, Россия, 12–13.04.2018). Доклад «Евангельский завет Спасителя о детях в толковании русских писателей и философов».
- Актуальные проблемы обучения русскому языку (Брно, Чехия, 16–18.05.2018). Доклад «“Если не будете как дети”: нравственный образец жизни человека в творческом сознании русских писателей».
- Мировая словесность для детей и о детях (Москва, Россия, 25.06–2.07.2018). Доклад «Песня и пение в художественном мире Ю.И. Коваля».
- II Крымский международный форум «Книга в культуре детства» (Симферополь, Россия, 17–21.09.2018). Доклад «Звуковые и музыкальные образы в прозе Ю.И. Коваля».
- Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Стилистические особенности «музыки» природы в творчестве Ю.И. Коваля».
- Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, Россия, 28–29.01.2019). Доклад «Песня и пение в художественном мире Ю.И. Коваля».
- Гуманитарные науки и православная культура (XVII Пасхальные чтения) (Москва, Россия, 6–7.05.2019). Доклад «“С детей начните!”: детство как главная национальная идея в русской литературе XX века».
- Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы («Шолоховские чтения–2019) (Вёшенская, Россия, 11–13.09.2019). Доклад «Мимический жест улыбка как выражение душевного состояния героев романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”».
- Православие и русская литература (Арзамас, Россия, 16–17.05.2019). Доклад «“Противочувствий тайна”: К вопросу о религиозных исканиях Фёдора Сологуба».
- Синтез в русской мировой художественной культуре (Москва, Россия, 22–23.04.2019). Доклад «Юмористическое и лирическое в рассказах Олега Кургузова».
- Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, Россия, 28–29.01.2020). Доклад «“Мысли семейные” в семейных рассказах Олега Кургузова».
- Гуманитарные науки и православная культура (XVIII Пасхальные чтения) (Москва, Россия, 24–25.04.2020). Доклад «“Великие русские богословы”: художественные и мемуарные произведения отечественной словесности о роли няни в православном воспитании детей».
- Мировая словесность для детей и о детях (Москва, Россия, 25–26.2020). Доклад «“Великие матери по закону любви”: о природе феномена русской няни».
Охранные документы на объекты интеллектуальной собственности:
Банк тестовых заданий для определения уровня владения русским языком / Бреусова Е.И., Зворыгина О.И., Сироткина Т.А.
Дата редактирования: 19.01.2021