Сургутский государственный педагогический университет

Лаборатория литературоведческих и лингвистических исследований

Информация о заведующем:

Ларкович Дмитрий Владимирович – доктор филологических наук, профессор.

Контактная информация:

г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 10/2, каб. 408

тел. (3462) 22-31-87 (доб. 408)

DLarkovich@surgpu.ru

Цели деятельности:

  1. Разработка содержания филологического компонента профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.
  2. Внедрение результатов филологических научных исследований в практику преподавания в средней и высшей школе.

Список сотрудников:

Дворяшина Нина Алексеевна – главный научный сотрудник, доктор филологических наук, доцент;

Парфёнова Нина Никифоровна – главный научный сотрудник, доктор филологических наук, профессор;

Сироткина Татьяна Александровна - главный научный сотрудник, доктор филологических наук, доцент;

Гаврилов Виктор Викторович - ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент;

Колягина Татьяна Юрьевна - ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, доцент;

Кашкарева Алена Петровна - старший научный сотрудник, кандидат филологических наук;

Авдеева Екатерина Анатольевна - старший научный сотрудник, кандидат филологических наук.

Тематика НИЛ:

Филологический компонент в системе профессиональной подготовки педагогических и научно-педагогических кадров.

Основные публикации за 2017-2020 г.

Учебники и учебные пособия:

  • Галян С.В., Ларкович Д.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального (югорского) текста: учеб.-метод. пособие для студентов / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Тюмень: Аксиома, 2017. – 172 с.
  • Галян С.В., Сироткина Т.А. Литературное краеведение: филологический анализ регионального текста: учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 166 с.
  • Гаврилов В.В., Сироткина Т.А. Голос как инструмент успешности: методические указания / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 36 с.
  • Сироткина Т.А., Руднева О.В. Русский язык. Словообразование. Морфология. Синтаксис: учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2017. – 131 с.
  • Репонь А., Сироткина Т. Русский язык как иностранный: чтение и аудирование текста: учебное пособие для словацких студентов / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – 120 c.
  • Сироткина Т.А., Сафонова Н.Н., Руднева О.В., Колягина Т.Ю., Ермаковская Т.А. Cтилистика и литературное редактирование: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2019. – 152 с.
  • Дворяшина Н.А.,А. Усанова И.А., Кашкарева А.П.,  Сироткина Т.А.,  Бреусова Е.И. , Сафонова Н.Н.,  Руднева О.В., Зворыгина О.И. «Как слово наше отзовется»: филологический компонент в организации воспитательной работы в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие / Бюджет. учреждение высш. образования Ханты-Манс. авт. округа – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2019. – 270 с.
  • Ларкович Д.В. Авторский феномен Г.Р. Державина в контексте культурной традиции : учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 440 с.
  • Ларкович Д.В., Усанова И.А. История отечественной литературы. XIX век: Учебно-методическое пособие. Направление подгот. 42.03.02 Журналистика, направленность Корреспондент СМИ, уровень бакалавриата. Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. 182 с.
  • Ляшук В., Сироткина Т. Русская стилистика – активная коммуникация. Практический курс / Университет Матеа Бела, Сургутский государственный педагогический университет. – Банска Быстрица:Belianum, 2020. – 156 с.

Монографии и сборники научных статей:

1) Русский язык в диалоге культур: коллективная монография / БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»; отв. ред. Е.И. Бреусова. – Тюмень: Аксиома, 2017. – 212 с.

2) Самобытность таланта (творческая индивидуальность писателя в контексте литературной традиции) : сб. науч. статей, посвящ. 70-летнему юбилею Ю.А. Дворяшина / [сост. Н. А. Дворяшина, Д. В. Ларкович, Е. А. Авдеева] ; Сургутский гос. пед. ун-т.  – Сургут : РИО СурГПУ, 2017. – 366 с.

3) Дворяшина Н.А. Детство как духовно-нравственная ценность в русской литературе XX века [Электронный ресурс] : монография / Н. А. Дворяшина. – Сургут: РИО СурГПУ, 2018. – 251 с.

4) Русский язык в глобальном и локальном измерениях: сб. статей Международной научной конференции, посвящённой юбилею проф. Н.А. Дворяшиной; отв. ред. Т.А. Сироткина. – Сургут : РИО СурГПУ, 2018. – 409 с.

5) Русский язык в ХХI веке: исследования молодых: материалы VI международной научной студенческой конференции / Отв. ред. Е.А. Журавлѐва. – Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 358 с.

Публикации в российских научных журналах из списка ВАК:

Участие в международных конференциях в 2017-2020 гг.:

Ларкович Д.В.:

  1. Štýlakovýskumnýnástroj v synchrónii a diachrónii: k teóriislovanskýchspisovnýchjazykov (Банска Быстрица, Словакия, 24–26.12.2017). Доклад «Стиль как категория теоретической поэтики в изучении российского литературоведения».
  2. Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Русский язык как ценностная категория в прозе С.Д. Довлатова». 
  3. Г.Р. Державин и диалектика культур (Казань, Россия, 29.11–1.12.2018). Доклад «Диалогические интенции в лирической поэзии Г.Р. Державина».
  4. Славянские литературные языки в синхронии и диахронии: западнославянский и восточнославянский контекст (Банска Быстрица, Словакия, 20.03.2019). Доклад «Семиотический код образа России в лирике Ф. И. Тютчева». 
  5. Современный русский язык: функционирование и проблемы преподавания (Будапешт, Венгрия, 17–18.05.2019). Доклад «Авторское сознание как категория теоретического литературоведения». 
  6. Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом. Содействие сохранению российской духовной и культурной среды (Ханты-Мансийск, Россия, 1–2.06.2019). Доклад «Русский язык в XXI веке: исследования молодых (из опыта проведения совместных научных конференций)». 
  7. Державинские чтения (Казань, Россия, 18–19.10.2019). Доклад «Концепт судьбы в лирике Г.Р. Державина». 
  8. Текст в системе обучения русскому языку и литературе (Нур-Султан, Казахстан, 15.06.2020). Доклад «Интермедиальность в поиске гоголевских смыслов (на материале экранизаций повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)». 
  9. Первая волна русской эмиграции (Будапешт, Венгрия, 13.11.2020). Доклад «Русская эмиграция до “первой волны”».

 

Сироткина Т.А.:

  1. Štýlakovýskumnýnástroj v synchrónii a diachrónii: k teóriislovanskýchspisovnýchjazykov (Банска Быстрица, Словакия, 24–26.12.2017). Доклад «Reflection of cultural contacts in the ethnonomy of the region».
  2. Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация (Москва, Россия, 29–30.03.2018). Доклад «Информационные ресурсы как источник материала для филологического анализа регионального текста».
  3. Актуальные проблемы обучения русскому языку (Брно, Чехия, 16–18.05.2018). Доклад «Названия народов в разных типах дискурса как отражение межкультурного диалога».
  4. Актуальные проблемы и перспективы русистики (Барселона, Испания, 20–22.06.2018). Доклад «Актуальные проблемы современной этнонимики».
  5. Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Отражение культурных контактов в этнонимии региона». 
  6. Ономастика Поволжья (Великий Новгород, Россия, 17–20.09.2019). Доклад «Ономастическое пространство ХМАО-Югры: актуальные направления исследования». 
  7. Литературные языки западных и восточных славян в синхронии и диахронии (Банска Быстрица, Словакия, 20.03.2019). Доклад «Образ региона в современной диалектной речи». 
  8. Текст в системе обучения русскому языку и литературе (Нур-Султан, Казахстан, 15.06.2020). Доклад «Региональный текст в системе обучения русскому языку и литературе».

 

Дворяшина Н.А.:

  1. Изучение  творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы («Шолоховские чтения–2017) (Вёшенская, Россия, 6–8.09.2017). Доклад «“На этой какой-то детскости и растет все”: детское в героях романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”».
  2. I Крымский международный форум «Книга в культуре детства» (Симферополь, Россия, 15.09.2017). Доклад «Уроки душевного прозрения: нравственный потенциал детской книги».
  3. Гуманитарные науки и православная культура (XVI Пасхальные чтения) (Москва,  Россия,  12–13.04.2018). Доклад «Евангельский завет Спасителя о детях в толковании русских писателей и философов».
  4. Актуальные проблемы обучения русскому языку (Брно, Чехия, 16–18.05.2018). Доклад «“Если не будете как дети”: нравственный образец жизни человека в творческом сознании русских писателей».
  5. Мировая словесность для детей и о детях (Москва, Россия, 25.06–2.07.2018). Доклад «Песня и пение в художественном мире Ю.И. Коваля».
  6. II Крымский международный форум «Книга в культуре детства» (Симферополь, Россия, 17–21.09.2018). Доклад «Звуковые и музыкальные образы в прозе Ю.И. Коваля».
  7. Русский язык в глобальном и локальном измерениях (Сургут, Россия, 23–24.11.2018). Доклад «Стилистические особенности «музыки» природы в творчестве Ю.И. Коваля».
  8. Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, Россия, 28–29.01.2019). Доклад «Песня и пение в художественном мире Ю.И. Коваля».
  9. Гуманитарные науки и православная культура (XVII Пасхальные чтения) (Москва,  Россия,  6–7.05.2019). Доклад «“С детей начните!”: детство как главная национальная идея в русской литературе XX века».
  10. Изучение  творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы («Шолоховские чтения–2019) (Вёшенская, Россия, 11–13.09.2019). Доклад «Мимический жест улыбка как выражение душевного состояния героев романа М.А. Шолохова “Тихий Дон”».
  11. Православие и русская литература (Арзамас, Россия, 16–17.05.2019). Доклад «“Противочувствий тайна”: К вопросу о религиозных исканиях Фёдора Сологуба».
  12. Синтез в русской мировой художественной культуре (Москва,  Россия,  22–23.04.2019). Доклад «Юмористическое и лирическое в рассказах Олега Кургузова».
  13. Мировая словесность для детей и о детях» (Москва, Россия, 28–29.01.2020). Доклад «“Мысли семейные” в семейных рассказах Олега Кургузова».
  14. Гуманитарные науки и православная культура (XVIII Пасхальные чтения) (Москва,  Россия,  24–25.04.2020). Доклад «“Великие русские богословы”: художественные и мемуарные произведения отечественной словесности о роли няни в православном воспитании детей».
  15. Мировая словесность для детей и о детях (Москва, Россия, 25–26.2020). Доклад «“Великие матери по закону любви”: о природе феномена русской няни».

Охранные документы на объекты интеллектуальной собственности:

Банк тестовых заданий для определения уровня владения русским языком / Бреусова Е.И., Зворыгина О.И., Сироткина Т.А.

Свидетельство о регистрации базы данных RU 2019621399, 30.07.2019. Заявка № 2019621256 от 15.07.2019.


Дата редактирования: 19.01.2021