Сургутский государственный педагогический университет

СурГПУ решает вопросы инклюзивного образования

Вопросы инклюзивного образования, включения семей с детьми с инвалидностью во все сферы социальной жизни являются в настоящее время крайне актуальными. СурГПУ стремится оказывать поддержку таким детям и семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

С этой целью несколько лет назад в Сургутском государственном педагогическом университете был создан «Ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития». И цель была поставлена серьезная: координация деятельности структурных подразделений вуза, направленных на научное и научно-методическое сопровождение реализации инклюзивного и специального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

У истоков развития Центра стоят два специалиста: Рассказова Наталья Петровна, ведущий научный сотрудник и Богатая Ольга Федоровна, старший научный сотрудник. Приоритетными задачами своей деятельности они считают осуществление научного, научно-методического сопровождения деятельности реабилитационных, образовательных центров и образовательных организаций, реализующих специальное образование и инклюзивную практику; координацию  деятельности структурных подразделений вуза, направленную на реализацию сетевого взаимодействия; повышение квалификации руководящих и педагогических работников по профилю; психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с особенностями развития.​

За сравнительно короткий период изданы монографии, учебные пособия, опубликован ряд статей в ведущих научных журналах России.

Специалисты реализуют на практике (через курсы повышения квалификации, семинары, мастер-классы) программы по: 1) организации деятельности службы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) инклюзивному образованию детей дошкольного возраста; 3) психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья. Многое делается по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой области.

Основными принципами работы с детьми с инвалидностью являются полная их включенность в учебный процесс, в спортивные мероприятия, общественную жизнь школы, дошкольного учреждения. Отсутствие дискриминации, поддержка детей, их социализация являются приоритетными позициями в работе.

На базе нашего вуза, силами специалистов Ресурсного центра и кафедры педагогического и специального образования проводятся различные мероприятия образовательного характера с детьми, имеющими отклонения в здоровье по зрению, слуху, речи. Для таких детей создаются книги, учебные пособия, с которыми дети работают с большой охотой. Пользуются популярностью пособие «Читалочка» и тактильные книги.

Благодаря Сетяевой Наталье Николаевне, доценту кафедры теории и методики физического воспитания, и ее коллегам, специалистам по адаптивной физической культуре организуются спортивные мероприятия с детьми, имеющими особенности в развитии. К этой работе активно привлекаются студенты и аспиранты нашего вуза.

В этой связи у Сургутского государственного педагогического университета, обладающего достаточными кадровыми и материальными ресурсами, возникла инициатива создания семейного клуба «Северная надежда» (рук. Гаврилов В.В.). Цель – интеграция семей, имеющих детей с инвалидностью в приходскую жизнь и профилактика отказа от детей с инвалидностью, различного рода помощь семьям. Проект реализуется совместно с воскресной школой храма святителя Луки Крымского (при Травматологическом центре г. Сургута).

Уверены, что такие системные и скоординированные действия сотрудников нашего университета, а также педагогической общественности и семей, воспитывающих детей с инвалидностью позволят решить проблему социализации, проблему внедрения инклюзивного образования в образовательный процесс нашего города.

                                                                                              ЦИиСО