Сургутский государственный педагогический университет

Старшеклассники знакомятся с самой лучшей профессией

В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых уважаемых - это профессия учителя. Учитель ведет вас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг - отдает школьникам свои знания, вкладывает в них частицу своего сердца. Он помогает им найти свой путь в жизни. 2 мая 2015 г. прошла игра с десятиклассниками  из МБОУ СОШ № 29 г. Сургута «Современный учитель – какой он?».

Её проводила Алексеева О.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования. Школьником было дано несколько заданий. В начале каждой команде были предложены словосочетания, из которых необходимо составить пословицы, а затем объяснить их смысл. Использование пословиц неслучайно, т.к. педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщая информацию об учителе и его труде, они часто  имеют форму советов,  правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и напоминают фрагменты теории по курсу «Введение в профессию». Все предложенные пословицы ребята старались объяснить, демонстрируя все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации.

В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности. Приведем рассуждения одной из команд: ««Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» – это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо учился в школе. В нем заключен прямой смысл пословицы: плохо, если все дают уже в готовом виде. Это  как отвечать на зачете по теме и использовать шпаргалку. Ты  ведь не готовился - все списал, а если вопрос видоизменится, то ответить не сможешь. А  если тебя научили знания добывать, то это не проблема. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл – она подходит ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия, что надо учиться самим искать и формулировать что-либо, жизнь так быстро меняется, и готовых ответов на все нет.

Задания второго конкурса требовали от участников некоторых усилий, т.к. надо было сначала выбрать предмет и составить синквейн об учителе, который его преподает, например, синквейн о профессии  учителя начальных классов. А затем нужно было  составить краткий рассказ на 1 минуту по готовому синквейну с использованием его слов и фраз. Другие команды должны были отгадать, об учителе какого предмета идет речь. Десятиклассники очень точно выделили профессиональные качества, присущие тому или иному учителю-предметнику.

В ходе выполнения последнего задания школьникам предлагалось создать презентацию (описание) профессий учителя начальных классов и воспитателя. Каждая команда справилась с заданием, указав требования не только к индивидуальным особенностям специалиста, но и к профессиональной подготовке, также указали и учреждение, где можно получить эти профессии в ХМАО – СурГПУ.

Алексеева О.В., к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО