Сургутский государственный педагогический университет

Ресурсный центр провел круглый стол для педагогов округа

27 мая по инициативе сотрудников Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развитии, в тесном сотрудничестве с преподавателями кафедр педагогического и специального образования и психологии СурГПУ проведен круглый стол «Психологическое  сопровождение участников образовательных отношений в рамках оказания комплексной помощи детям с расстройствами аутистического  спектра и другими ментальными нарушениями». Режим проведения был традиционным для периода самоизоляции – онлайн на платформе ZOOM.

В заседании приняли участие руководители образовательных организаций, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, воспитатели образовательных организаций Ханты-Мансийского округа - Югры: Сургутской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Сургутской школы с профессиональной  подготовкой, Солнечной школы–интерната для обучающихся с ОВЗ, Нижневартовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1, Урайской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СОШ №4 г. Ханты-Мансийска, средней  школы №8 г. Нижневартовска, СОШ №2  г. Белоярского, СОШ № 18 им. В.Я. Алексеева г. Сургута, средней  школы №8  г. Нефтеюганска, Федоровской СОШ №5, детского сада «Ромашка» г. Советский, Радужнинской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.

Заседание круглого стола началось с приветственного слова Н.П. Рассказовой, руководителя РРЦ, она же осветила цели и задачи онлайн встречи. С сообщением об особенностях семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра выступила О.Ф. Богатая, старший научный сотрудник РРЦ. Из выступления доктора психологических наук, профессора кафедры психологии В.В. Гагай «Психолого-педагогическая помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ» участники встречи узнали о новых тенденциях в этом направлении, которые были признаны и учеными и практиками очень перспективными. Суть их заключается в переходе от дефицитарной к ресурсной модели при работе с такими семьями. При этом центр внимания смещается в сторону ресурсов, которые есть и у ребенка, и у семьи, в которой он растет. По словам В.В. Гагай, ребенок с ОВЗ – это мощный стимул для духовного роста родителей. В связи с чем меняются акценты при психологической работе с семей: важным становится осознание родителями своих ресурсов. Традиционно интересным и важным было выступление кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии В.И. Майстренко на тему «Эмоциональное выгорание у педагогов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья». Валентин Иванович подчеркнул, как важна работа специалиста по преодолению эмоционального выгорания у педагогов и родителей. Ярким и концентрированным было выступление кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогического и специального образования М.А. Болгаровой. Она раскрыла суть психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического  спектра в дошкольной образовательной организации.

Содержательными и насыщенными были сообщения практиков образовательных организаций ХМАО-Югры. Педагог-психолог А.В. Гаврюшкина рассказала о психологической игре как эффективной форме работы с семьей. Организацию психологического сопровождения обучающихся с РАС с различной структурой дефекта в условиях реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья охарактеризовала С.В. Григорьева. Интереснейший материал был представлен в выступлении «Проблемы сопровождения  и обучения  детей с интеллектуальными  нарушениями в период  удаленного обучения (в период самоизоляции)» учителя-логопеда  Солнечной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья В.А. Колода.

В заключительной дискуссии, как в устных выступлениях, так и в чате, участники заседания круглого стола поблагодарили организаторов за своевременное обсуждение актуальных проблем в русле темы круглого стола. Слова признательности прозвучали также в адрес всех выступающих, которые поделились своим опытом и наработками.

Н.П.Рассказова,

О.Ф.Богатая,

Н.Г.Капустина