Сургутский государственный педагогический университет

Путешествие в московский театр

В рамках дисциплины «Методика и практика проведения экскурсионных мероприятий», преподавателем которой является Римма Анатольевна Белошапка, студенты группы Б-7201 совершили виртуальную экскурсию в Московский государственный театр «Ленком». Ввиду нынешней эпидемиологической обстановки появилась уникальная возможность посмотреть запись легендарного спектакля «Юнона и Авось».

Своими впечатлениями поделилась студентка Дарья Громова:

«Юнона и Авось» — рок-опера композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Режиссер – Марк Захаров. Рок-оперы не так часты, а я считаю, что это очень важный и интересный поджанр.   

В этой постановке прекрасно всё. Без исключений. Сразу отмечу музыкальное сопровождение, которое захватывает с первых минут. Восхитила меня игра актеров и режиссура: настолько все отработано, настолько слаженно, точно механизм часов, актеры то появляются, то исчезают, взаимодействуют, занимая все сценическое пространство, меняются планами, обеспечивая объем и динамику.  Впечатлений немало. Кстати, рок-опера основана на реальных событиях и посвящена путешествию русского графа Николая Петровича Резанова в Калифорнию, в которой произошла встреча с дочерью испанского коменданта Сан-Франциско – Кончитой.

Музыка Алексея Львовича Рыбникова пробивает на слезу, ничего не могу с собой поделать. Никакими словами не описать то, что происходит в душе. Как оказывается тесно связаны детские воспоминания с его композициями. Словно эта музыка наложилась на кинопленку из детства.  Романс «Я тебя никогда не забуду» звучит в самом начале, я увидела в нем прощание главного героя и с покойной женой, и с Божьей Матерью перед дорогой за рубеж. Стихи Вознесенского – отдельная любовь. Очень жалею, что не познакомилась с его творчеством раньше, потому что я много упустила. В ходе просмотра спектакля почти каждую фразу, сказанную героями, фиксировала письменно, потому что понравилась.   Работа режиссера также заслуживает внимания. Долгое время я гадала, кем же является девушка с младенцем на руках. Появлялась она в первых актах чаще всего, именно на том моменте, когда были откровения Николая. Лишь в конце постановки я поняла, что это Святая Дева Мария, Матерь Божья, присутствующая незримо.  Она наблюдала за переломными моментами в жизни Резанова, он взывал к ней.  Весь сюжет очень драматичен и не дает заскучать.

В совокупности получилось что-то очень мощное. Да, там есть библейские образы и сама история может показаться специфичной в силу разницы в возрасте (40 и 16 лет), но все так отлично ложится друг на друга, что когда смотришь, то это все словно мотивирует тебя жить. Уникальная вещь: начиная с голоса ''за кадром'' и кончая музыкой и либретто. Аллилуйя любви, без согласия смысла в жизни нет. Произведение так умело использует православную тематику, что это не отталкивает, не выглядит как пропаганда, а как отличный художественный образ, на который приятно смотреть.

Подводя итог, не могу не отметить значимость культуры в жизни человека. Особенно радует подобный формат задания, выполняя которое мы не только обогащаемся духовно, но и постигаем уже известную на данный момент «классику» театральной деятельности. В ходе изучения данной дисциплины виртуальные экскурсии продолжаются.  Нам еще предстоит совершить экскурсию в киноиндустрию, в музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Эрмитаж», а также посмотреть и вникнуть в особый вид сценического искусства — балет.

Белошапка РА, доцент кафедры СХО;

Громова Дарья, гр. Б-7201