Сургутский государственный педагогический университет

Психолого-педагогическое, социальное и правовое сопровождение детей и подростков с РАС

В период с 25 по 27 марта 2019 г. на базе КОУ «Урайская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Богатой Ольгой Федоровной проведена очная часть курсов повышения квалификации педагогов по теме: «Раннее выявление, обучение и воспитание, психолого-педагогическое, социальное и правовое сопровождение детей и подростков с РАС».

Цель повышения профессиональной квалификации педагогов школы-интерната – совершенствование имеющихся, получение новых знаний и  навыков в решении практических задач образования детей с расстройствами аутистического спектра и обучающихся с ментальными нарушениями, улучшение качества образования. 32 педагога прослушали содержательные лекции с практической направленностью по реализации академического компонента и формированию жизненных компетенций обучающихся с РАС с использованием современных технологий обучения.

В процессе выполнения практических заданий каждый слушатель курсов подготовил практический материал для работы с обучающимися с РАС: алгоритм обучения социальным навыкам, социальные истории, занятия с применением карточек PEKS и элементов ABA-терапии.

В рамках курсов повышения квалификации был проведен педагогический совет в нетрадиционном формате - «квест» по теме:  «Коррекционно-развивающая направленность профориентационной работы как фактор самоопределения и социализации выпускника школы-интерната».

В теоретической части педагогического совета рассматривались вопросы профориентации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, проблемы самоопределения, социальной адаптации и трудоустройства выпускников. За основу формирования модели выпускника педагоги взяли пирамиду Маслоу, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека.

Творческие группы педагогов, сформированные в соответствии с ключевыми потребностями обучающихся, провели мастер-классы, тест-тренинги, в ходе которых выявлены проблемы, связанные с адаптацией и самоопределением обучающихся, и внесены предложения для повышения эффективности работы по формированию личностных качеств учащихся школы-интерната.

В итоге проведения курсов повышения квалификации и работы педагогического совета определены дальнейшие направления деятельности педагогов по реализации психолого-педагогического и социально-правового сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра осложненными умственной отсталостью и пути совершенствования профессиональной подготовки выпускников школы-интерната.

Ольга Федоровна Богатая,

старший научный сотрудник Регионального ресурсного центра