Сургутский государственный педагогический университет

Педагогический вернисаж или как выращивают абитуриентов

26 октября в Сургутском государственном педагогическом университете состоялась IХ Окружная научная конференция школьников «Новое поколение и общество знаний». Работа на конференции осуществлялась более чем в 10 секциях, одной из которых стала «Педагогика». Участниками данной секции стали обучающиеся городского педагогического класса, созданного на базе средней образовательной школы № 12.

Подготовка к конференции была достаточно продолжительной. Школьники разделились на пять групп, руководство каждой осуществляли преподаватели вуза: доктора и кандидаты наук.  Индивидуальные встречи ребят с научными руководителями в стенах вуза, проведение теоретических и эмпирических  исследований, репетиции будущих презентаций позволили ребятам познакомиться с основами педагогики и проникнуться вузовской жизнью.

«Педагогический вернисаж» - именно такую форму проведения секции определили преподаватели кафедры теории и методики дошкольного и начального образования.

Слово «Вернисаж», в соответствии с толковым словарем С.И. Ожегова, означает  «Открытие художественной выставки в торжественной обстановке, на которой присутствуют  специально приглашенные лица». Специально приглашенными лицами на вернисаже в СурГПУ, конечно же, стали обучающиеся педагогического класса.

Но этот вернисаж был необычен. Если на самых первых вернисажах открывали миру картины, то на педагогическом вернисаже был открыт  путь школьникам в педагогику: науку интересную, нужную и очень познавательную. Сделав первые шаги под руководством своих наставников, ребята очень смело и креативно представили свои результаты на суд жюри, состоящего из магистрантов и студентов выпускного курса, обучающихся по программам бакалавриата.

Доклады были объединены в пять групп, каждая из которых отражала историческую эпоху, с ее взглядами, традициями и особенностями развития педагогической мысли. Именно в хронологической последовательности и были представлены доклады участников секции «Педагогика». Выступление каждой группы сопровождал видеоряд, включающий в себя репродукции картин, фотографии скульптур, памятников архитектуры, и фотографии лиц исторической эпохи, позволяющий окунуться в мир той или иной исторической эпохи.

На педагогическом вернисаже в СурГПУ креативно, качественно, интересно  обучающимися 10 «П» класса были представлены следующие экспозиции:

 Первая экспозиция «Древний мир и Средневековье» была подготовлена под руководством д. п. н., профессора, зав. кафедрой Абрамовских Натальи Викторовны,  к. п. н., доцента Синебрюховой Веры Леонидовны, к. п. н., доцента Филипповой Аксаны Равильевны. На вернисаже состоялся диалог о проблемах воспитания и обучения представителей древности: Нуркулов Даниел примерил на себя роль педагога  первых учебных заведений древних цивилизаций Востока, Фросин Илья  - представителя афинского воспитания, Шаипов Абубакар -  спартанского. Успешно справился с ролью представителя Средневековья Фефилов Федор.

Подготовку ко второй экспозиции о педагогической мысли Западной  Европа 17-19 века осуществляли д. п. н., профессор Лашкова Лия Луттовна,  к. п. н., доцент Зырянова Светлана Михайловна. В рамках телепередачи «Время покажет» в ответ на видеообращение современной ученицы дали интервью Я.А. Коменский, Ж Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Афлитулина Вилена, Зеленова Дарья, Пермякова Виктория, Шкляева Алена, отвечая на вопрос современной ученицы, по-взрослому рассуждали о педагогических идеях великих педагогов прошлого и об их вкладе в развитие современного образования.

На третьей экспозиции, подготовленной под руководством к. п. н., доцента Алексеевой Ольги Владимировны и к. п. н., ст. преподавателя Ротовой Натальи Александровны, шел разговор о педагогических взглядах К.Д. Ушинского – основоположника педагогики в России. Князева Валерия и Бэлуцэ Ксения в ходе своего выступления обратились к исследованиям великого педагога, представили книжную выставку его работ и подарили всем участникам вернисажа закладки с цитатами К.Д. Ушинского. Валерия в ходе своего исследования проявила самостоятельность, заинтересованность и творческий подход.

Следующая экспозиция была посвящена школе и педагогической мысли в СССР (научные руководители  к. п. н., доцент, Арасланова Анастасия Александровна к. п. н., доцент, Шанц Евгения Альфридовна). В рамках исследования Маркова Ульяна, Умарова Зарина,  Бэлуцэ Ксения и Звезденкова Регина познакомились  с трудами А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвилли, задались вопросом «Можно ли образование в СССР считать лучшим в мире?» и опросили своих родителей о том, как они учились раньше.

Завершающей на вернисаже была экспозиция посвященная проблемам современного образования. Вполне очевидно, что видеоряд представлен был фотографиями современных учеников, а именно обучающихся 10 «П» класса средней школы  №12 г. Сургута. В рамках данной экспозиции был проведен опрос старшеклассников, анализ нормативно-правовых документов и сделана попытка выявить наиболее значимые проблемы современной школы. Были представлены доклады: Дехкановой Зарины, Воробьёвой Кристины, «Каков он – современный учитель в представлении школьников?» (научный руководитель – к. п. н., доцент Абашина Валентина Васильевна); Лучшевой Виктории,  Береза Елизаветы «Школа моей мечты» (научный руководитель –  Якоб Светлана Александровна, преподаватель.); Савочкиной Анастасии, Родионовой Ангелины «Современные образовательные системы: общее и различия» (научный руководитель – к. п. н., доцент, декан Толмачева Вера Владимировна).

Пока жюри подводило итоги, ребятам был сделан ряд интересных предложений. Надежда Васильевна Коноплина – президент СурГПУ, д.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ - пригласила ребят на встречу в декабре, Кудина Полина – выпускница 12 школы, председатель студенческого совета СГФ «Альянс», студентка 3 курса СГФ предложила ребятам поучаствовать в проекте «Каникулы в СурГПУ» и уже на текущих каникулах примерить на себя роль студента, Толмачева Вера Владимировна – декан факультета Психологии и Педагогики, к.п.н., доцент посоветовала ребятам не расходиться после вернисажа, а посетить мастер-классы, проводимые в рамках Дня открытых дверей на факультете в этот же день.

Жюри, подводя итоги, достойно оценило работы юных исследователей.

Каждый участник стал победителем в определенной номинации: «Знатоки Древнего мира и Средневековья», «Лучшие теоретики», «Творческий подход», «Прорыв в образовании», «Теория в реальной практике»

Первые шаги в педагогику сделаны! Эти шаги уверенные и креативные!

Мы, преподаватели СурГПУ, желаем обучающимся 10 «П» класса средней школы №12 г. Сургута продолжить начатый путь в педагогику и готовы с удовольствием помогать им в этом!  Надеемся, что в апреле 2020 года ребята станут полноправными участниками студенческой конференции. Начинаем готовиться уже сейчас!

Анастасия Арасланова

Фото Гопповой Анастасии и
Кутлияровой Анны, группа Б-9063