Сургутский государственный педагогический университет

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в СурГПУ в новых условиях

Сегодняшние студенты, которым предстоит работать в школах, уже получили беспрецедентный опыт освоения образовательных программ на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Вероятно, он пригодится им и при выстраивании учебного процесса в привычном для всех режиме. Однако для нашего университета использование дистанционных образовательных технологий в организации образовательного процесса не является чем-то принципиально новым.

В  соответствии с требованиями ФГОС ВО обучающимся СурГПУ обеспечен доступ к  электронной информационно-образовательной среде вуза, в состав которой входит система дистанционного взаимодействия и предоставления контента «Образовательный портал».

На образовательном  портале преподаватели размещают рабочие программы дисциплин, презентационные материалы, лекционные материалы и практические задания, списки литературы с указанием электронных библиотечных систем и т.д. Студенты имеют возможность получить задание на портале, выполнить и прикрепить для проверки. Наш портал позволяет взаимодействовать с обучающимися не только в формате «задание-выполнение-проверка», но и посредством чатов, форума. Возможности портала предполагают создание и прохождение тестов, что также реализуется в рамках учебного процесса.

В условиях реализации образовательных программ на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий активнее стала использоваться система вебинаров «AdobeConnect», которая позволяет организовывать  взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции. Раньше она преимущественно использовалась при реализации программ дополнительного образования. Использование данной  системы позволяет проводить видео лекции с использованием презентационных материалов, демонстрацией необходимых документов. Преподаватель может получать обратную связь от студентов в чате во время лекции в онлайн режиме. Также «AdobeConnect» позволяет производить запись вебинара с возможностью последующего повторного просмотра. При организации учебных занятий  многие преподаватели прибегают к работе платформы «Zoom» (и других подобных ресурсов), на которой также проводят занятия в режиме видеоконференций с возможностью видеть всех участников занятия. Связываются с обучающимися через «Skype», а также электронную почту, мессенджеры, не обходят стороной и социальные сети, предлагают студентам  видеозаписи отдельных занятий, загруженные на «YouTube». Для взаимодействия друг с другом работники деканатов, кафедр, также используют «Zoom» и другие информационные ресурсы, позволяющие организовать взаимодействие в онлайн режиме.

В настоящее время специалистами управления информатизации завершается тестирование новой информационной платформы, которая позволит расширить возможности организации дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся.

Как сообщил проректор по учебной работе СурГПУ Виталий Бойко,  для эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Министерством науки и высшего образования РФ сформирован перечень онлайн-курсов, реализуемых на безвозмездной основе, и наши преподаватели используют их при реализации программ дисциплин.

В настоящее время ведется  работа по записи видеолекций преподавателей СурГПУ; уточняются технические вопросы по их размещению.

По словам Виталия Николаевича, в этом месяце в университете состоится защита ВКР для студентов заочного отделения с использованием дистанционных образовательных технологий. Механизм процедуры, технические вопросы еще дорабатываются. 

В связи с объективными условиями дистанционно реализуются отдельные виды практик, при этом вносятся коррективы в индивидуальные задания для студентов-практикантов.

В условиях дистанционного обучения ведется регулярный контроль реализации учебной нагрузки преподавателей, который обеспечивают заведующие кафедрой, и контроль учебной деятельности студентов, за который отвечают деканы факультетов.

Евгения Цветкова