Сургутский государственный педагогический университет

Об организации альтернативных форм контроля по дисциплинам кафедры психологии

Контроль знаний и умений студентов — один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки будущего специалиста.

Проверка, осуществляемая в различных формах итогового контроля, во многом определяется характером контрольных заданий и информацией, заключенной в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий. Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного учебного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ. Контроль в форме проверки только знаниевого компонента компетенций (тестовый контроль, письменные контрольные работы и т.п.) является малоинформативным и не даёт преподавателю полное представление о сформированности тех или иных компетенций студента, поэтому преподаватели кафедры психологии в процессе совершенствования фондов оценочных средств разрабатывают такие формы контроля, которые дают возможность оценить сформированность всех компонентов компетенции- знаниевый, ориентировочный, операциональный и опыт, и в то же время эти формы контроля выполняют проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции.

По многим учебным дисциплинам кафедры психологии студенты сдают зачёты и экзамены в  альтернативных формах, в частности, по дисциплинам: «Основы саморазвития личности», «Эффективная работа в команде».

В текущем учебном году экзамен по дисциплине «Основы саморазвития личности» проходил в новой альтернативной форме – защиты проекта программы саморазвития личности. Появление такой новой формы проведения экзамена обусловлено, прежде всего, практикоориентированным содержанием дисциплины, целью которой является формирование у студентов способности и готовности к самопознанию и саморазвитию.

Проведение экзамена в новой форме дает возможность студентам не только поставить профессиональные и личные цели на ближайшее время обучения в вузе, но и выделить субъективные и объективные затруднения, преграды на пути достижения целей, а также наметить меры по их преодолению. В процессе подготовки данных проектов студенты получают возможность проанализировать насколько их личностные качества соответствуют профессионально-важным качествам избранной профессии (используя результаты психологической  самодиагностики личности).

Формы представления программ студентами были достаточно разнообразными, отличались творческим подходом, оригинальными идеями и их воплощением. Это не только традиционные компьютерные презентации, но и мини брошюры, буклеты, книжки, коллажи, постеры, плакаты, кластеры, рисунки, эссе, фигурки из пластилина, дерево целей и многое другое.

Оценивая проекты программ саморазвития личности, а также саму процедуру их защиты, преподаватели кафедры психологии использовали следующие критерии:

  • представление собственной цели в соответствии с правилами постановки целей;
  • логичность и последовательность раскрытия содержания плана собственного профессионально-личностного саморазвития;
  • раскрытие условий способствующих (ресурсы) и препятствующих (затруднения и т.п.) реализации профессионально-личностной цели;
  • полнота раскрытия личностных характеристик (качеств, склонностей и способностей), способствующих профессионально-личностному саморазвитию;
  • оригинальность и творчество представляемого проекта программы саморазвития;
  • проект программы имеет законченный характер, в конце имеются четко сформулированные выводы.

Альтернативной формой промежуточной аттестации по дисциплине «Эффективная работа в команде» в этом учебном году стал квест «Три ключа команды». Мероприятие предполагает поэтапное прохождение студентами трех станций.

Первая станция «Ключ знаний команды» направлена на проверку теоретических знаний студентов о свойствах и признаках команды, командных процессах, критериях эффективности командной работы и пр. В ходе прохождения второй станции «Ключ навыков совместной работы в команде» студентам необходимо выполнить упражнение, результат которого зависит от умений участников организовывать сотрудничество, эффективную коммуникацию для достижения общей цели. На завершающей станции «Ключ умений» студентам предлагается задание совместно разработать и графически представить эмблему своей группы как команды.

На настоящий момент в квесте уже приняли участие студенческие группы направлений подготовки «Педагогическое образование» (направленности: Психолого-педагогическое образование, Математика и информатика, Начальное образование, Начальное образование и математика, Изобразительное искусство), «Экономика», «Управление качеством», «Управление персоналом», «Организация работы с молодежью» и др. Студенты активно включились в командную работу; показали умения ведения дискуссии и конструктивного общения, приемы активного слушания; использовали стратегии сотрудничества и компромисса; проявили интерес и показали понимание важности наличия навыков командной работы для будущей профессиональной деятельности.

Проведение итоговой аттестации с использованием альтернативных форм контроля способствует формированию у студентов как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

Галущак К.Ю., к.псх.н., ст.преподаватель

Ефимова А.А., ст.преподаватель

Тарасенко М.Л., к.псх.н., ст.преподаватель