Сургутский государственный педагогический университет

Молодые исследователи Югры

26 октября в стенах Сургутского государственного педагогического университета состоялась IX Окружная научная конференция школьников «Новое поколение и общество знаний». Её участниками стали ученики 7-11 классов школ Югры. В этом году увеличилось не только количество участников, но и расширилась их география: 135 школьников из разных уголков ХМАО. Данная тенденция не удивительна, потому что окружная научная конференция – это отличная возможность для молодых исследователей получить незабываемый опыт научной работы, презентовать её и получить обратную связь в виде оценки качества от местных экспертов.

Открыл конференцию председатель оргкомитета, д.и.н., профессор, проректор по научной работе, профессор кафедры социально-гуманитарного образования СурГПУ Евгений Ильич Гололобов, дав немаловажный важный совет участникам: «Я желаю вам успехов и творческих, и научных, и коммуникативных. Надеюсь, что вы не только предъявите результаты своих исследований, но и станете друзьями со своими коллегами, потому что в науке, особенно сейчас, один человек мало что может сделать, если он хочет какого-то прорыва. Нужны научные коллективы, нужны команды, поэтому коммуникация и общение – это не менее важная часть научной и исследовательской деятельности».

Несмотря на то, что конференция является ежегодной и проводится уже 9 раз, в её формате регулярно происходят изменения. Подробнее изменениями, принятыми в этом году, поделилась член оргкомитета, к.филос.н., доцент, начальник научного отдела СурГПУ Юлия Валерьевна Литкевич: «Время не стоит на месте, из года в год мы так или иначе вносим какие-то коррективы в формат проведения конференции. Первая корректива заключается в увеличении количества и географии участников конференции. Следующее новшество: в секции педагогики в этом году участвуют ученики педагогического класса школы №12 Сургута, созданного по инициативе президента СурГПУ Надежды Васильевны Коноплиной. Ну и последнее новшество заключается в изменении формата пленарного заседания. В этом году было решено представить не классический научный доклад, а презентацию фильма, который был создан силами университета и рассказывает о выдающемся человеке - Галине Ивановне Кушниковой (преподавателе кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ, ушедшей из жизни – прим авт.)».

Формат конференции включает в себя просмотр и оценку научных работ учащихся по 3 направлениям: естественные науки, математика и информационные технологии, гуманитарные и общественные науки. Сами секции делятся на различные направления, основанные в основном на школьных предметах. Многие ребята и их научные руководители уже не первый год принимают участие в проекте.

«Я участвую третий год подряд, а вот мой ученик здесь в первый раз. Я считаю, что подобные проекты полезны и даже необходимы, так как куда-то далеко мы поехать не можем, а в пределах Сургута осуществить потребность в научном опыте - реально. Детей охватывает интерес, и они довольно долго подготавливают свои работы. В процессе у детей появляется большая мотивация и ученики чувствуют, что могут лично прикоснуться к чему-то большему. Так что такие проекты обязательны», - даёт комментарий научный руководитель  Анжелика Николаевна Орехова (учитель истории и обществознания).

Работы участников действительно достойны внимания, ведь именно в этих работах они имеют возможность поднять как глобальные темы, так и темы, что касаются определённого круга людей. Так, например, в одном из представленных проектов Полины Боровковой (ученица 11 «А» класса, МБОУ СОШ № 8, г. Радужный), поднималась остросоциальная проблема: принятие людей с ограниченными возможностями в обществе. Она рассказывала о повести «Чудо» Р. ДЖ. Паласио, в которой говорилось о мальчике с врождёнными дефектами лица, но с добрым сердцем и весёлой душой. Не смотря на многие препятствия и конфликты, его смогли принять таким, какой он есть.

«Этот проект может быть полезен как для людей с ограниченными возможностями, так для большинства из нас. Сейчас наметилась тенденция к инклюзивному образованию, поэтому будет полезным показать такой проект на внеклассных занятиях, например. Ведь это актуальная тема, так как сейчас много детишек с врождёнными дефектами, которые взрослые чаще всего скрывают от других детей. А когда и те, и другие сталкиваются друг с другом, то не имеют взаимопонимания. Поэтому считаю, что моя работа может помочь в том, чтобы одни не стеснялись и не замыкались в себе, а другие понимали сложившуюся ситуацию и принимали других такими, какие они есть», - прокомментировала Полина.

В течение 3 часов участники презентовали свои работы, большинство которых отражали социальные проблемы, а результаты исследования могут помочь прийти к решению. Например, работы учеников педагогического класса, открывшего свои двери для будущих учителей: они рассматривали такие проблемы, как взаимодействие преподавателя и учеников, современные образовательные системы, влияние древних эпох на развитие современного образования и т.д. Одна из учениц, Кристина Воробьёва, поделилась своим опытом исследовательской деятельности: «Тема моей работы «Каков он - современный учитель в представлении школьников?» Благодаря этому проекту я узнала, каким хотят видеть современные дети своего учителя, какими навыками он должен обладать. Ответила на вопрос «кто такой «учитель» в целом и какова его значимость»?

Я являюсь учеником педагогического класса и, соответственно, собираюсь поступать в СурГПУ, чтобы стать учителем, именно поэтому это исследование актуально для меня. Я изучила, какую ответственность несёт учитель, вкладывая частичку себя в детей.

Работать было очень интересно, поскольку мы узнали много нового. Помимо этого, мы получили опыт публичного выступления. Всё это было, конечно, очень волнительно, но увлекательно быть участником такой прекрасной конференции. Спасибо СурГПУ и организаторам конференции за прекрасный опыт!»

Как сказала Юлия Владимировна Литкевич в начале конференции: «СурГПУ всегда рад поддержать научные и исследовательские инициативы школьников, учителей, наставников, родителей. Желаю школьникам не останавливаться в своём научно-исследовательском поиске, продолжать свою работу. И закончив школу, поступить, конечно же, в наш университет. С тем, чтобы мы уже вместе могли двигаться по пути педагогики, социологии и в освоении других профессий с научной точки зрения».

Алиса Шлезингер, Валерия Рагозина, пресс-центр «Наш формат»

Фото Павла Куна