Сургутский государственный педагогический университет

И вновь профориентация…

20 и 21 ноября 2014 года в Сургуте проходило мероприятие окружного масштаба – выставка-форум «Образование Югры - 2014». Значимость выставки подтверждается хотя бы тем, что на ее открытии присутствовала Ковешникова Любовь Николаевна, директор Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Гости и участники мероприятия могли посетить экспозицию научно-технического творчества обучающихся, экспозицию муниципальных образований, различные мастер-классы. Сотрудники СурГПУ активно включились в работу научно-практической конференции и круглого стола по актуальнейшей на сегодняшний день теме «Как измерить эффективность профориентационной работы». В качестве эксперта на мероприятии присутствовала Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационной поддержки программ ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва.

Мы обратились к специалисту Центра «Карьера» нашего университета Сафроновой Татьяне Владимировне с тем, чтобы она подробнее рассказала о своем участии в конференции и круглом столе, а также о состоянии профориентационной деятельности в округе, городе и вузе.

Считаете ли вы это мероприятие важным?

Без сомнения, мероприятие является очень важным для всех, кто занимается профориентационной деятельностью. Для того чтобы университет смог выпустить специалистов,  заинтересованных в своем профессиональном и личностном росте, обладающих реалистичным уровнем притязаний, нравственных и самостоятельно мыслящих, уже в младших классах для будущих абитуриентов необходимо реализовывать те или иные этапы профессионального самоопределения. Необходимо содействовать профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

Какое направление вас заинтересовало больше всего? И почему?

Вся научно-практическая конференция была посвящена вопросу профессионального самоопределения обучающихся. Особенно был интересен опыт уже реализуемых на базе учебных заведений форм профориентации, например, таких, как профессиональная проба. Подобная практико-ориентированная деятельность центров помогает обучающимся не только с  выбором профессии, но и дает возможность ребятам ближе познакомиться с принципами и  особенностями работы специалиста в той или иной сфере.

Как специалисты оценивают нынешнее состояние профориентации в округе?

Была отмечена необходимость определения минимума критериев для оценки профориентационной деятельности для Сургута и Сургутского района, на федеральном уровне. Но при этом нормативно-правовое и методическое сопровождение должно быть разработано в каждом учебном заведении, занимающемся профориентационной работой.

Резяпкина Галина Владимировна считает: «Необходимо последовательно с учетом возрастных особенностей учащихся рассматривать важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением:

  • формирование реалистичной самооценки;
  • направленность личности;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • диагностика особенностей интеллектуальной сферы в целях выявления склонностей к разным видам деятельности;
  • уточнение профессиональных интересов и склонностей;
  • знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры».

Какие успехи были достигнуты в СурГПУ в этой области?

В вузе реализуется комплексный план по профориентации на всех факультетах. Дни открытых дверей, ярмарки учебных мест, конкурсы, праздники, фестивали, олимпиады, научные конференции, экскурсии – это те мероприятия, которые помогают будущему абитуриенту познакомиться со студенческой жизнью, традициями вуза и определиться с выбором профессии. 

Сегодня профориентационной работе уделяется большое внимание. У нашего вуза своя специфика. В связи с нехваткой учителей в школах создаются педагогические классы. Нашим вузом в рамках программы «Вернись в родную школу педагогом» проводятся мероприятия для школьников города, района и других территорий округа. Благодаря этому повышается престиж учительской профессии, увеличивается набор на педагогические направления.

Эта работа, с учетом современных реалий, будет продолжаться.

                                                        Беседовал Виктор Гаврилов