Сургутский государственный педагогический университет

Эффективные технологии оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям

Научные сотрудники Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития СурГПУ, администрация и педагоги Нижневартовской санаторной школы 29 октября провели окружной семинар по теме «Эффективные технологии оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра и семьям, их воспитывающим» на базе упомянутой школы.

В настоящее время в данной образовательной организации обучаются 207 детей с ОВЗ и среди них – 38 человек с расстройствами аутистического спектра.

В работе семинара-практикума приняли участие педагоги из разных территорий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: городов Нижневартовск, Сургут, Радужный, Урай, Нягань и посёлка Солнечный.

Программа семинара-практикума включала в себя не только доклады и выступления, но и выставку и экскурсию по школе. Ее провела Карсакова Н.Д., заведующий ЦКППС. Она познакомила гостей  с материально-техническим обеспечением образовательной организации для работы с детьми, имеющими разные нарушения развития, в том числе – расстройства аутистического спектра.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса для детей с  расстройствами аутистического спектра, разработанное педагогами школы, было представлено на выставочной экспозиции, организованной в ресурсной зоне школы для обучающихся с РАС.

На открытии семинара-практикума с творческим приветствием выступили обучающиеся Нижневартовской санаторной школы – дети с расстройствами аутистического спектра: они пели песни, танцевали и играли на музыкальных инструментах.

Научные сотрудники Регионального ресурсного центра выступили с докладами на пленарном заседании семинара-практикума. Рассказова Н.П., ведущий научный сотрудник, руководитель РРЦ, познакомила участников с деятельностью Регионального ресурсного центра  СурГПУ по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Югре до 2020 года. Капустина Н.Г., ведущий научный сотрудник РРЦ, раскрыла современные тенденции в исследованиях детей с расстройствами аутистического спектра. Богатая О.Ф., старший научный сотрудник РРЦ ознакомила участников семинара-практикума с результатами мониторинга готовности педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к работе с обучающимися с расстройствами аутистического спектра.

Педагоги Нижневартовской санаторной школы провели презентацию опыта работы по реализации эффективных образовательных технологий обучения детей с РАС. Они выступили с докладами-презентациями с использованием видеофрагментов практической работы: «Поведенческий подход в коррекции нежелательного поведения у учащихся с РАС» (Ганиева Н.Ш., учитель); «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе  учащегося из ресурсного класса в общеобразовательный» (Сафарова Н.М., учитель);  «Поведенческие методики в обучении детей с РАС»  (Миргалиева О.Н., учитель, Муратова Л.Р., тьютор); «Видеомоделирование как метод коррекции поведения детей с РАС» (Маликова А.А., заместитель директора по воспитательной работе); «Мульттерапия как средство формирования коммуникативного поведения у детей с РАС» (педагоги-психологи: Салаватова Н.Ю. и  Нурмухаметова М.В.);  «Реализация программы «Школа эффективного родителя» как инструмента сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ» (Плеханова Е.Ю., учитель-логопед, Юрченко Ю.В., педагог-психолог); «Коррекция пищевого поведения на примере занятия «Здоровьешка» для учащихся с РАС» (Зотова И.Н., учитель ресурсного класса).

Педагоги школы провели для участников семинара-практикума мастер-классы: «Формирование общетрудовых навыков через реализацию проекта «Дежурство по классу» с использованием элементов TEACCH терапии и видеомоделирования» (Арефьева О.А., тьютор, Гаизова О.В., учитель);  «Составление алгоритмов действий в рамках реализации коррекционно-развивающего курса «Социально-бытовая ориентировка» для учащихся с РАС» (Марущенко И.И., учитель-логопед); «Развитие двигательных качеств у учащихся с РАС» (Зимина И.В., учитель).

Очень интересным был мастер-класс «Использование приёма арт-терапии при адаптации ребенка с РАС к фронтальной форме работы», который провела Гайдушенко Н.Е., учитель-дефектолог, призёр Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог года».

Присутствующим был показан видеофильм «Эффективные образовательные технологии в практике работы инклюзивной школы», снятый педагогами КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа».

При подведении итогов работы семинара-практикума и обсуждении решения Лопаткина Н.В., директор Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы, обозначила имеющиеся проблемы, такие как увеличение численности детей с аутизмом в школе; включение в образовательный процесс детей с расстройствами аутистического спектра, осложнёнными умственной отсталостью, которым по заключению территориальной ПМПК, рекомендованы варианты 8.3 и 8.4 АООП НОО; отказ родителей от перевода детей в другие общеобразовательные организации; вопросы преемственности начальной школы и продолжения обучения выпускников с РАС в других образовательных организациях города Нижневартовск.

Присутствовавшие на семинаре-практикуме педагоги дали высокую оценку его актуальности, уровню подготовки и проведения, а также информации и опыту, которые они приобрели в ходе работы.

Научные сотрудники Регионального ресурсного центра