Сургутский государственный педагогический университет

Дистанционное обучение в СурГПУ

23 декабря 2014 г. в ходе совещания в Минобрнауки России был собран Совет по открытому онлайн-образованию. Деятельность Совета была нацелена на решение задач по формированию предложений о совершенствовании правовых основ, организационно-методических и материально-технических условий использования онлайн-курсов при реализации образовательных программ; формирование единых требований к описанию результатов освоения онлайн-курсов, к процедурам и методам оценки уровня достижения результатов освоения; организация экспертизы качества онлайн-курсов и формирование рекомендаций вузам по вопросам признания результатов обучения на них; определение приоритетных направлений разработки содержания онлайн-курсов; координация межвузовского взаимодействия в процессе создания и совместного использования онлайн-курсов образовательными организациями.

В состав Совета вошли ректоры МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО, УрФУ, представители Рособрнадзора и Минобрнауки России. Председателем Совета избран Дмитрий Ливанов.

Обсуждая перспективы развития онлайн-образования в российской системе образования, министр отметил, что актуальность темы подтверждается усилиями ведущих мировых вузов по расширению своей работы в формате открытого образования и высоким уровнем спроса со стороны российских пользователей на открытые онлайн-курсы. «Министерство поддерживает инициативу, с которой выступили сегодня наши ведущие университеты по совместной деятельности в сфере создания ресурсов открытого образования, – сказал Дмитрий Ливанов в ходе заседания. – Совет станет механизмом поддержки взаимодействия между университетами в области использования качественного образовательного контента в онлайн-образовании».

По мнению всех участников первого заседания Совета, открытые онлайн-курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и к процедурам оценки результатов обучения в них могут в будущем обеспечивать освоение существенной части образовательных программ, при этом право выбора онлайн-курса или традиционного курса в вузе будет гарантировано обучающимся.

Все чаще и чаще люди останавливают свой выбор на удаленных способах обучения, и в этом есть немало плюсов. С одной стороны, такой вид обучения могут позволить себе все – как со стороны финансов, так и со стороны возможности посещать реальное учебное заведение. С другой стороны, обучаясь онлайн, нет необходимости все время находиться в одном месте – можно путешествовать по миру или спокойно отправляться в командировки, не нарушая при этом графика виртуальных занятий.

К отрицательным сторонам онлайн обучения относятся: во-первых, необходимость постоянного онлайн-подключения к сети Интернет, что зачастую связано с безлимитным доступом к Сети и, соответственно, дополнительными материальными затратами со стороны обучающихся. Во-вторых, для некоторых видов онлайн обучения требуется дополнительное программное обеспечение, типа программы Skype либо актуального Интернет-браузера с последней версией flash-плеера. Данные требования не могут быть реализованы в некоторых видах компьютеров, либо могут требовать от ученика владения компьютером на уровне уверенного пользователя, что также может вызвать затруднения при организации учебного процесса. В-третьих, взаимная зависимость преподавателя и обучающихся от графика занятий, требующая одновременного присутствия в сети Интернет, как учителя, так и учеников и т.д.

На сегодняшний день в СурГПУ сформированы предпосылки для развития системы дистанционного обучения. Для реализации технологий оффлайн- и онлайн-обучения в СурГПУ созданы следующие условия:

  • используется 570 единиц компьютерной и оргтехники;
  • 10 стационарных и 6 мобильных компьютерных классов;
  • 90 компьютеров в учебных аудиториях и лабораториях;
  • 2 электронных читальных зала;
  • 24 мультимедиа лабораторий, 15 мобильных мультимедийных комплекта, 7 учебных аудиторий оснащены интерактивными досками;
  • станция спутниковой связи, подключенная к конференц-оборудованию и т.д.

Четыре корпуса СурГПУ объединены в единую телекоммуникационную сеть на основе оптоволоконных линий связи (со скоростью 100 Мб/сек), введены в действие автоматизированные телефонные станции. Скорость Интернета 30 Мбит/сек. Учебные комнаты студенческого общежития оснащены компьютерной техникой с выходом в Интернет.

Сегодня обучение через Интернет все чаще рассматривается не просто как удобная форма повышения квалификации, а как вполне серьезная альтернатива традиционному образованию, позволяющая обучающемуся получить глубокие знания. Конечно, современные обучающиеся – активные пользователи информационных технологий, адаптируются в современном мире намного проще и быстрее. Интернет открыл всем, желающим получить образование, легкий доступ к учебным материалам, позволил достаточно эффективно готовиться к предстоящим семинарам, экзаменам, курсовым проектам; почти «заменил» профессора – все чаще для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающимся требуется лишь наставник, который не даст потеряться в реальной сети информации.

Е.В. Юдина, специалист отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ