Сургутский государственный педагогический университет

Что я знаю про словарь?

Французский лексикограф Алан Рей метко заметил, что «Современная цивилизация – это цивилизация словарей». Этой идеей он подчеркнул, что словари охватывают все сферы и области нашей жизни. Для студента языкового направления подготовки словарь по праву может быть назван Главной Книгой, ведь он становится не просто источником информации, а средством, инструментом каждодневной работы. Научиться пользоваться этим инструментом – одна из важных задач для студента-филолога.

Что значит словарь в жизни будущего учителя иностранных языков? Какие виды словарей бывают? Какова их структура? Как пользоваться ими? На все эти вопросы студенты первокурсники группы Б-7041 направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, направленность Иностранные языки сумели ответить сегодня, в рамках проведенного воспитательного мероприятия профессиональной направленности «Роль лексикографических источников в профессиональной деятельности учителя иностранных языков».

Студентам предстояло решение практических задач по описанию макроструктуры предложенных для анализа одноязычных словарей (monolingual dictionaries) издательства Oxford, в числе которых оказались: словарь эвфемизмов, сленга, сочетаемости, синонимов, культурологический словарь, иллюстрированный словарь, словарь типичных ошибок, фразовых глаголов, словарь рифм и другие. Первокурсники дали характеристику предложенным типам словарей, описали структуру словарных статей и выявили множество значений существительного «nose», так хорошо знакомого каждому, кто когда-либо изучал английский язык. Большинство значений стали открытием для студентов.

Студенты пришли к выводу, что словарь – не только источник информации, справочное пособие, но и научно изложенный, структурированный теоретический материал, а значит, любая словарная статья может стать предметом научного исследования, лечь в основу методической разработки отдельного урока, серии уроков и даже учебно-методических пособий.

Безусловно, овладение навыками работы с лексикографическими источниками, умение легко ориентироваться в содержании словарной статьи, извлекать нужную информацию – все те компоненты профессиональных компетенций, которые формируются в течение длительного времени, требуют серьезного осмысления. Лексикография – наука, изучающая и обобщающая весь опыт человеческого общения, наука, как может показаться вначале, непостижимая по своим масштабам и границам, но первый уверенный шаг к ее познанию наши первокурсники уже совершили! Пожелаем им удачи и обещаем: Вас ждет множество открытий и побед как в научной, так и будущей профессиональной деятельности!

Светлана Дрига,

преподаватель кафедры Лингвистического образования и межкультурной коммуникации