Сургутский государственный педагогический университет

Ветераны СурГПУ

Владимир Владимирович Власов:

«Я всегда готов делиться профессиональным опытом с молодыми…»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания, отличник физической культуры и спорта Российской Федерации, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженный деятель физической культуры и спорта ХМАО, ветеран труда СурГПУ, четырёхкратный лауреат окружного конкурса «Спортивная элита ХМАО-Югры»  в номинации «Лучший тренер по олимпийским видам спорта»  Владимир Владимирович Власов вырастил не одно поколение спортсменов. Среди его воспитанников, например, Павел Ивашко – мастер спорта международного класса, двукратный победитель первенства Европы, серебряный призер молодёжного чемпионата Европы, чемпион  командного  Чемпионата Европы в составе сборной России, трёхкратный чемпион России, рекордсмен России по лёгкой атлетике в беге на 400 метров.

- Владимир Владимирович, расскажите, когда Вы начали преподавательскую и тренерскую деятельность?

- Свою  преподавательскую и тренерскую карьеру я начал в 1979 году в техникуме физической культуры г. Шадринска, в который я был направлен по распределению после окончания Курганского государственного педагогического института. В техникуме я проработал 18 лет. За это время мною были подготовлены чемпионы города, области и России. В 1997 году я вместе с семьёй переехал в г. Сургут и начал работать в СурГПИ преподавателем и тренером по лёгкой атлетике.

- Как Вас принял коллектив СурГПУ?

- Профессорско-преподавательский состав кафедры теории и методики физического воспитания, возглавляемый кандидатом педагогических наук, доцентом Николаем Ивановичем Синявским принял меня хорошо. Однако, преподавательская и тренерская работа в вузе имеют свою специфику и, не смотря на то, что я был опытным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности, мне было необходимо совершенствовать формы и методы обучения, осваивать современные образовательные технологии и стили профессиональной деятельности.

- Что Вам нравится в работе со студентами?

- Я получаю огромное удовлетворение от взаимодействия со студентами в рамках учебных и тренировочных занятий. Всегда радуюсь  победам своих воспитанников, горжусь их достижениями.  Вот, например, мои воспитанники Кениг Алексей – мастер спорта международного класса, Распопов Андрей – мастер спорта, Мокин Станислав – мастер спорта, Ножкина Дарья – мастер спорта и кандидаты в мастера спорта Григорьев Александр, Воронцов Сергей, Козлов Виктор, Целых Валерий, Эткина Татьяна, Янина Дарья неоднократно становились чемпионами и призёрами окружных, всероссийских и международных соревнований. Победы моих воспитанников не только мотивируют меня как тренера, как педагога, но и приносят славу нашему вузу, как в Югре, так и за её пределами.

- Владимир Владимирович, есть ли у Вас особые методы или технологии, которые Вы используете на своих занятиях? 

- На своих учебных занятиях я стараюсь создавать атмосферу творчества и мотивирую своих студентов думать и действовать. С моей точки зрения, преподаватель должен постоянно развивать свой творческий потенциал, совершенствовать формы организации обучения, отбирать наиболее эффективные образовательные технологии и др. Только так можно завоевать доверие и авторитет у студентов, стать для них примером в межличностных отношениях и в добросовестном и ответственном служении своей профессии.

- Что помогает Вам настроиться на рабочий лад?

- Мотивирующим фактором для меня является интересная и любимая преподавательская и тренерская работа, доброжелательная атмосфера на кафедре и вузе в целом, возможность развиваться и совершенствоваться в профессии и делиться своими профессиональными знаниями и опытом с коллегами и студентами.

- Чем Вы особенно гордитесь?

- Горжусь тем, что выпускники нашего вуза являются конкурентоспособными на рынке труда. В частности, выпускники факультета физической культуры и спорта являются участниками городских, окружных и всероссийских профессиональных конкурсов, что позволяет им быть  успешными и востребованными специалистами в сфере физической культуры и спорта.

Аделина Тоницой, Б-7211

Алла Коваленко: «Место преподавателя – не возле студентов, а среди них»

Ветеран труда СурГПУ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации Алла Валериевна Коваленко рассказала о своём «романе» с Педагогическим, который длится почти 25 лет. 

- Алла Валериевна, как Вы познакомились с СурГПУ?

- Мое знакомство с Сургутским государственным педагогическим университетом произошло 24 года назад в 1996 году 1 сентября. Кстати, я переступила порог института вместе с Виталием Николаевичем Бойко: он в качестве первокурсника группы 611 специальности «Физкультура и спорт», а я – начинающего преподавателя вуза. Сейчас Виталий Николаевич - уважаемый проректор по учебной работе, кандидат педагогических наук.

- Какими были ваши первые годы работы в Педагогическом?

- Я с трепетом вспоминаю, как зарождался наш вуз. Первые звонки на занятия, первые «пары», первые студенты…Когда я начинала работать, наша кафедра была маленькой, но очень дружной. Я очень признательна Владиславу Павловичу Засыпкину, Мире Ильиничне Тарасенко, Виктору Николаевичу Золотарёву, Ольге Геннадьевне Иванюк, Валентине Михайловне Козловой за педагогическую поддержку и отзывчивость. Безгранично благодарна Надежде Васильевне Коноплиной за доверие и напутственные слова в самом начале моей работы: «У вас всё получится!» На протяжении всей моей трудовой деятельности в Педагогическом я стараюсь оправдывать это доверие! Я благодарна судьбе за то, что являюсь членом команды педагогического.

- Что самое важное в работе педагога?

- По прошествии многих лет я поняла, что место хорошего преподавателя – не рядом со студентами, а среди них. Мое педагогическое кредо – «Никогда не останавливаться на достигнутом!» За время работы в нашем вузе мною было опубликовано 20 учебных и учебно-методических изданий, по которым с удовольствием занимаются студенты, и более 70 научных работ. Я всегда с желанием учувствую в различных конкурсах и проектах.

- Расскажите, чем Вы занимаетесь помимо преподавательской деятельности?

- Мне небезразлична общественная жизнь нашего вуза. С первых дней работы здесь я являюсь активным участником хора преподавателей. Меняются его состав и  концертмейстеры, но основной костяк «поющих единомышленников» во главе с Надеждой Васильевной остаётся прежним. Также всей семьёй любим спорт, особенно волейбол и с радостью защищаем честь любимого филологического факультета на Спартакиаде среди профессорско-преподавательского состава университета.

- Что, на Ваш взгляд, является главным достижением вуза за его 35-летнюю историю?

- С начала моего «романа» с институтом, а теперь и университетом, прошло уже много лет. За эти годы СурГПУ превратился в один из лучших вузов России. Выросли новые учебные корпуса, открыты лаборатории с современным оборудованием, значительно расширился список направлений подготовки, по которым ведётся обучение. Главное достижение и предмет гордости Педагогического – это наши выпускники. У каждого из них свой путь, но их будущее должно быть успешным, потому что они получили достойное образование.

                                                             Аделина Тоницой, Б-7211

Тридцать лет и три года – на благо Сургутского педагогического

Татьяна Алексеевна Буя - методист отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ.  Общий стаж её педагогической деятельности -  40 лет, 33 из которых прошли в стенах педагогического. Удостоена звания «Учитель-методист», «Ветеран труда РФ», награждена нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Биографическая справка

В 1981  окончила Тюменский государственный университет. С 1981 по 1988 гг. работала учителем русского языка и литературы в общеобразовательной средней школе № 9 г. Сургута.

В 1985 – 1986 гг.  выполняла обязанности методиста отдела народного образования г. Сургута.

 В 1988 г.  начала работать в педучилище преподавателем русского языка и литературы. Выполняла обязанности председателя предметно-цикловой комиссии, заведующего кафедрой СурГПИ. В 1990 году присвоено  звание «Учитель-методист».

1996 год - старший преподаватель кафедры русского языка и литературы СурГПИ. В ноябре 1997 года защитила кандидатскую диссертацию – присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

С 1995 г. по настоящее время  в разные годы выполняла обязанности старшего преподавателя, доцента  кафедры русского языка и литературы, кафедры литературы и журналистики, педагогического и специального образования СурГПУ.

В 2003 г. удостоена учёного звания доцента. В течение трёх лет (2005 - 2007 гг.) исполняла обязанности учёного секретаря Диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций в нашем вузе.

С 2005 по 2020 гг. руководила отделом сертификации и методического сопровождения образовательного процесса Сургутского государственного педагогического университета, принимала активное участие в организации учебно-методической работы в вузе. 

С 2020 г. по настоящее время - методист отдела мониторинга качества обучения СурГПУ.

- Татьяна Алексеевна, почему Вы выбрали профессию педагога?

- Я родилась в рабоче-крестьянской семье (город Назарово Красноярского края), где отношение к труду было ценностью и мерой оценки человека. Родители прививали с детства уважительное отношение к учению, образованию. Отец Алексей Логинович Фокин говорил нам с сестрой: «Учитесь, девчонки, для себя учитесь». Интерес к знаниям, к новым неизведанным мирам во многом подкреплялся книгами, уроками любимых учителей. Учительница начальных классов Зинаида Агафоновна Колчина опиралась на нашу детскую любознательность, поощряла самостоятельность, инициативу, нестандартный подход к выполнению поручений. На протяжении всех школьных лет я старалась быть «вполне хорошей»: староста класса, командир пионерского отряда, руководитель комсомольской организации… Когда пришлось выбирать профессию, сомнений не было – буду учительницей.

- Расскажите о своей научной и педагогической деятельности в СурГПУ.

- За долгие годы работы в вузе мною были разработаны и преподавались дисциплины федерального и регионального компонента:

  • «Теория и методика обучения и воспитания (литература)», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Аудиовизуальные технологии обучения»  (специальность "Русский язык и литература");
  • «Введение в литературоведение», «Детская литература», «Теория и практика читательской деятельности», «Голос как инструмент успешности», «Методика выразительного чтения и рассказывания» (специальность "Педагогика и методика начального образования");
  • «Филологические основы дефектологического образования», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями» (направление подготовки «Специальное дефектологическое образование»)
  • «Русский язык и культура речи», «Педагогическая риторика», «Педагогика», «Современные средства оценивания результатов обучения» (для всех направлений подготовки);

Разработаны и реализованы учебные программы элективных дисциплин (курсы по выбору) для студентов: «Методика организации научно-исследовательской работы в школе», «Инновационная деятельность учителя» и многие другие.

В течение всех лет работы в вузе я осуществляла руководство учебной и научно-исследовательской работой студентов, консультировала по вопросам организации опытно-экспериментальной работы в школе, ежегодно проводила учебные конференции по проблемам методики и практики обучения литературе в современной школе. Подготовила и опубликовала более 50 научных и учебно-методических работ. 

Результаты научных изысканий студентов докладывались на студенческих и научно-практических конференциях, семинарах. Я осуществляла подготовку и консультирование студентов филфака, принимавших участие в Международных студенческих фестивалях «Учитель русской словесности» (г. Москва), их методические работы были отмечены дипломами и благодарностями (2003, 2004, 2005), а также в подготовке к региональным студенческим олимпиадам (г. Омск).

Кроме того, я реализовывала методическое сопровождение учебной и педагогической практикой студентов. Активно занималась научно-методической работой, многие годы работала в системе повышения квалификации учителей-словесников. За период работы в СурГПУ принимала участие в международных, Всероссийских, региональных и вузовских научных конференциях по проблемам профессиональной подготовки студентов, актуальным вопросам преподавания литературы в школе. Выступала инициатором научно-методических проектов и непосредственно участвовала в организации и проведении региональных научно-практических конференций, посвящённых проблемам модернизации литературного образования. Являлась ответственным редактором сборников научно-методических статей и материалов «Состояние и пути совершенствования преподавания литературы в вузе и школе» (2001, 2003, 2006, 2008).

Принимала участие в работе Первого Всероссийского съезда методистов и учителей-словесников (г. Санкт-Петербург, 21- 23 октября 2003 г.).

Это далеко не полный перечень педагогической и методической работы, которую я вела в вузе.

В течение шести лет (с 1997 по 2003гг.) я исполняла обязанности руководителя психолого-педагогической студии на базе лицея № 2 г. Сургут (естественно-научный лицей). Студия была для школьников 10 – 11 классов  не только формой организации профориентационной работы, но и площадкой обучения профессиональному мастерству.

В то время учащиеся 10, 11 классов один день в неделю проходили обучение в УПК (учебно-производственном комбинате), где они овладевали трудовыми специальностями, такими как: делопроизводитель, младшая медсестра, повар-кондитер и др., то есть получали начальное профессиональное образование. Часть ребят выбирали УПК, другие шли к нам в педагогический класс готовиться к будущей педагогической работе. Школьники привыкали к вузовскому режиму – у них были не уроки, а пары. После 10 класса ученики  работали в летнем лагере помощниками воспитателей. А в 11 классе они помогали учителям начальной школы проводить внеклассную работу. До сей поры у меня хранятся их дневники по практике. Очень много они полезного делали.

- Какие особенные методы или технологии Вы использовали на своих занятиях?

- Современные методы обучения системно-деятельностного типа (метод проекта, метод кейс-стадии, портфолио и др.). Интерактивные формы учебных занятий – интерактивные лекции с применением ИКТ, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, учебные конференции, мастер-классы, тренинги. Методы и технологии постоянно меняются, я стараюсь использовать то, что актуально и важно именно сегодня. Осваиваюсь в электронно-информационной образовательной среде вуза, через портал  организую  учебную работу студентов с применением дистанционных образовательных технологий, в современном профессиональном образовании онлайн-курсы становятся педагогической основой обучения.

- Что Вам помогает настроиться на рабочий лад?

- Я просыпаюсь рано, и с утра могу переделать кучу домашних дел. Много читаю (новости, актуальные научные и педагогические источники, художественные книги и т.д.), поэтому на работу приезжаю уже в рабочей форме. У меня довольно высокая работоспособность, психологическая устойчивость и гибкость, легко переключаюсь на новые виды деятельности.

Сегодня я занимаюсь кропотливой учебно-методической работой, которая не всегда заметна и не требует рекламы. И если кто-то из преподавателей или студентов говорит: «Спасибо, вы мне очень помогли», - то это очень вдохновляет, настраивает на дальнейшую работу. 

- Ваши пожелания университету в юбилейный год

-  Желаю педагогическому университету сохранять и развивать лучшие традиции, добиваться новых высот, а всему коллективу – бодрости духа, здоровья, благополучия.

Ева Волкова, Б-7211

Тамара Некрасова: «Сургутский Педагогический – это половина моей жизни»

 

Тамара Григорьевна Некрасова - начальник центра трудоустройства и внешних коммуникаций «Карьера» СурГПУ. Отличник народного просвещения, Почётный работник ВПО РФ, ветеран труда, заслуженный работник нашего вуза. Её общий трудовой стаж в СурГПУ равен возрасту Педагогического - 35 лет.

- Тамара Григорьевна, расскажите о первых годах работы в Педагогическом.

- Сургутский педагогический для меня стал родным домом, в нём прошла половина моей жизни. Начала я здесь трудовую деятельность с 1986 года преподавателем музыкальных дисциплин. Хорошее было время. Все студенты обучались игре на музыкальных инструментах, каждый семестр сдавали зачёт или экзамен. Осваивали инструменты и пение детских песен по школьной или дошкольной программе. Даже при отсутствии музыкальных данных справлялись хорошо. На практике в школе или детском саду не только проводили уроки музыки или занятия с дошколятами, но и сами играли на пианино, баяне, аккордеоне или домре. И песни пели, и дирижировали. За время обучения у студентов замечательно развивались музыкальные данные. Это было здорово! В первый год работы мне доверили и классное руководство группой 687. Молоденькие девушки после восьмого класса, откровенные, добрые, готовые объять необъятное, делали первые шаги по стране Студенческая жизнь.

- Что было дальше?

- А дальше было кураторство «музыкальной» группы 197. Студенты проводили отличные праздники для мам на 8 Марта, новогодние праздники в коллективах родителей. Группа выступала и на всех юбилеях вуза. Но, главное, – это дружба: отношения, которые сложились тогда, продолжаются и сегодня, спустя 25 лет после выпуска, после окончания колледжа. Знаю, что выпускницы до сих пор дружат семьями – это очень ценно!

В целом, много интересного произошло за эти годы. И заведование подготовительными курсами, и руководство Центром «Карьера», и общественная работа в профсоюзной организации.

- Расскажите подробнее о профсоюзной работе.

Профсоюз вуза – это сотни людей, работающих в разных подразделениях, и пенсионеры‑ветераны. Это инициативные и оптимистично настроенные активисты, члены профсоюзного комитета – люди, в душах которых горит огонёк, являющиеся точкой опоры в любом коллективе. Успешное решение всех задач можно найти в социальном партнёрстве, результативном диалоге профсоюза и ректората. Прежде всего, это касалось работы над основным документом по защите социальных прав и гарантий работников вуза – Коллективным договором, который в нашем университете позволяет не только улучшать положение работников, предусматривая дополнительные социально‑трудовые льготы и гарантии, но и строить взаимоотношения профсоюза и работодателя на основе продуктивного и взаимовыгодного сотрудничества.

- Чем сейчас занимается профсоюзный комитет?

- Большое внимание профком уделяет работе по организации оздоровления сотрудников и членов их семей, социальной поддержке членов профсоюза, оказанию материальной помощи. Важным участком работы является контроль соблюдения условий труда, оказание юридической помощи членам профсоюза и молодым специалистам. Недавно подписан новый коллективный договор, в котором социальная поддержка работников занимает весомое место.

- Что, на Ваш взгляд, самое ценное в жизни коллектива Педагогического?

- Самая большая ценность в нашем коллективе – это наши традиции. У нас интересно работать, есть условия для занятий спортом, для творчества и отдыха. Всем вузом, одной большой дружной командой отмечаются яркие праздники: день рождения университета, Новый год, 8 Марта, 23 февраля, День учителя. Слава о хоровом коллективе сотрудников Педагогического гремит по всему городу и округу. Эта традиция переросла в фестиваль хоровых коллективов факультетов.

Добавлю: СурГПУ прошёл блестящий путь от педагогического училища до современного инновационного вуза во многом благодаря управленческим талантам, инициативности, стратегическому мышлению Надежды Васильевны Коноплиной. Её манеру руководства отличает редкое сочетание доброты, заботы, человечности с высочайшей требовательностью к себе и другим. Надежда Васильевна смогла собрать команду единомышленников, увлечённых профессионалов.

Традиции вуза сохраняются и приумножаются и с назначением Владислава Павловича Засыпкина на должность ректора вуза. Проработав в вузе более 25 лет, В.П. Засыпкин как никто другой понимает цели и задачи, стоящие перед университетом, видит перспективы развития Педагогического.

Ева Волкова, Б-7211

Нина  Глуховерина:  «Прихожу на работу как на праздник»

30 лет работы в нашем Педагогическом. Знает всё о делопроизводстве  кафедры. Знакомьтесь: Нина Ивановна Глуховерина – делопроизводитель кафедры теории и методики физического воспитания, ветеран труда СурГПУ, ветеран России.

- Нина Ивановна, как произошло Ваше знакомство с вузом?

- В 1990 году мой сын Андрей поступил в 1 класс  лицея при Сургутском педагогическом училище.  Конечно, я часто приходила в это учебное заведение, и мне  очень хотелось в нем работать.  В феврале 1991 года  я устроилась на работу кондитером на предприятие общепита.  Проработав  один день, узнала, что предприятие  будет  ликвидироваться,  а мне нужна была постоянная работа. В это же время выяснилось, что  в училище требуется лаборант. Так я и оказалась на  кафедре.

- Тяжело было переключаться с кондитерской сферы в образовательную?

- Я самоучка. 30 лет назад работа лаборанта была  связана с печатной машинкой, компьютеров еще не было.  А через некоторое время  у нас появились компьютеры,  и приходилось заново обучаться работе с ними.

- Какое событие из истории вуза вам запомнилось больше всего?

- Это, в основном, совместные массовые мероприятия.  Наш вуз всегда был силён традициями: помню, профсоюзный комитет организовывал выезды  (Слёт  образовательных учебных заведений города и района) на природу. Было очень интересно: ночёвки в палатках, песни у костра, конкурсы…

Отличные, незабываемые капустники проводились в нашем педагогическом училище. Яркими были праздники, особенно 8 Марта и Новый год,  праздновали все вместе, и приглашался абсолютно каждый, начиная от техперсонала и  заканчивая руководителями. Тогда нас было человек 60, знали всех  в лицо. Помогали друг другу и в горе, и в радости.

- Что помогает Вам настроиться на рабочий лад?

- Каждый день я прихожу на работу как на праздник. А себе всегда говорю: «Чтобы был порядок, все нужно делать вовремя».

- Какие Ваши личные качества Вы считаете самыми полезными в работе?

-  Главное для меня - не подвести своих коллег. Любая помощь или просьба не остается без внимания, всем стараюсь помочь.

Аделина Тоницой,Б-7211

Валентина Седакова: «Мне всегда везло с руководителями»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, отличник народного просвещения, а также ветеран труда РФ, ветеран СурГПУ – все эти звания принадлежат одному и тому же человеку. Седакова Валентина Ивановна – преподаватель СурГПУ с почти тридцатилетним стажем (общий педстаж - 45 лет).

- Валентина Ивановна, как вы пришли вПедагогический?

- В 80-е годы под руководством Надежды Васильевны Коноплиной я работала учителем математики в Сургутской школе № 16, сейчас это естественно-научный лицей. В те годы она являлась директором этой школы. И когда Надежда Васильевна открывала педагогическое училище, она пригласила меня работать к себе.

- Как развивалась ваша карьера в нашем учебном заведении?

- Моя деятельность в Сургутском педагогическом началась с 1991 года. За это время мне довелось пройти все этапы перевоплощения нашего вуза, а это: педагогическое училище, колледж, педагогический институт, и, конечно же, педагогический университет. За такой длительный период я побывала в разных должностях: была преподавателем, возглавляла предметно-цикловую комиссию (ПЦК), после создания факультета математики и информатики – руководила им в качестве декана, а до выхода на пенсию (2018 г.), работала доцентом кафедры высшей математики и информатики, защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

- Какие трудности приходилось преодолевать?

- Трудности в работе бывают всегда. В нашем вузе сегодня работать непросто, потому что все очень требовательные, как руководители, так и мы сами к себе. В нас это чувство ответственности воспитали. Будучи руководителем в свое время, я была абсолютно такой же. Очень ценю тех, кто дает слово, и сдерживает его, несмотрия ни на что! С такими людьми приятно работать и общаться.

- Что так долго держит Вас в СурГПУ?

- Мне всегда везло с руководителями. замечательный руководитель прежде, в лице Надежды Васильевны Коноплиной. Затем толковый, мудрый, требовательный заведующий кафедрой ВМиИ Наталья Владимировна Суханова. И коллектив у нас, благодаря ей, очень дружный.

- Чем Вы занимаетесь в свободное время?

- Мне очень близка общественная работа. Любою петь в хоре, хор – это наше все! Очень люблю спортивные соревнования, участвовала от нашей кафедры и факультета в них всегда. Вообще, я не люблю сидеть дома: всегда гуляю, двигаюсь, систематически хожу заниматься в тренажерные залы. У нас с мужем дачное хозяйство, мы с удовольствием ведём его.

- За что Вы любите свою профессию?

- Мне всегда нравилось работать с молодежью. Я очень рада, что выбрала эту профессию. Общение с молодыми заряжает энергией, мотивирует постоянно развиваться.

Аделина  Тоницой, Б-7211

Валерий Ботяев: «Любые достижения – результат кропотливой работы над собой»

«В жизни нужно обгонять не других, а самого себя»

М.Бэбкок

Четверть века работает в нашем вузе Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физического воспитания. За годы своей педагогической деятельности он подготовил не один десяток спортсменов, тренеров, инструкторов. Он рассказал, за что любит свою профессию и чему учится у студентов.

- Валерий Леонидович,  как получилось, что Вы стали преподавателем в Сургутском Педагогическом?

- Работать в Сургут я приехал по приглашению в 1996 году. До этого жил и трудился в Петропавловске. 25 лет назад молодому педагогическому институту требовались преподаватели, в том числе, гимнасты. Я стал одним их тех, кого пригласили работать в педагогический вуз Сургута.

- Были ли какие-то трудности в начале работы?

- Никаких трудностей не было, меня сразу хорошо приняли. Я увидел людей, которые работают на факультете. Мне было очень легко с ними общаться, мы прекрасно понимали друг друга, потому что, это были такие же, как и я, люди спорта. Хочу добавить, что Надежда Васильевна Коноплина (бывший ректор вуза, а ныне – президент СурГПУ) так подбирала коллективы, что никакого недопонимания не возникало, а устанавливались дружеские хорошие отношения.

- Что Вам помогает настроиться на рабочий лад?

- Жизненный оптимизм. Вообще меня очень вдохновляет общение с молодыми. Каждый год я вижу, как меняется поколение студентов. Студенты первых выпусков и нынешние первокурсники - это абсолютно разные люди. Я не хочу сказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. И тогда были хорошие студенты, и сейчас они есть, но первые наши выпускники были более мотивированы, более ответственны, по сравнению со многими  нынешними студентами.

- За что Вы любите свою профессию?

- За то, что я постоянно нахожусь среди молодёжи, за то, что в курсе всех научных тенденций и современных молодёжных течений. Я веду дисциплину «современное молодежное течение в физической культуре и спорте» - это, наверное, самая популярная дисциплина у наших студентов. Паркур, воркаут, брейк-данс и другие современные молодёжные направления, в том числе, спортивная субкультура – вот, что мы изучаем на этом разработанном мною курсе. Порой, мне любопытно смотреть, как студент неправильно выполняет гимнастические упражнения, но я знаю, что он научился этим упражнениям сам, и это очень важно.

Профессия преподавателя всё время «заставляет» учиться. Бывает, на занятиях студенты говорят мне: «да зачем нам это, не пригодится», а я отвечаю «ребята, жизнь длинная, никто из нас не знает точно, что будет завтра, и какие именно знания нам понадобятся». События в нашей жизни действительно непредсказуемы. Если бы мне кто-то 25 лет назад сказал, что я буду работать в университете и стану доктором наук, профессором, я бы ни за что не поверил! Но любые достижения – результат поступательного развития, кропотливой работы над собой.

- Чему учат Вас ваши студенты?

- Мне всегда интересно, чем меня могут удивить студенты, что нового я могу взять у них. И я готов у студентов учиться. Расскажу историю: на нашем факультете обучалась Оксана Верёвка – участница двух олимпийских игр, наша знаменитая пловчиха. Однажды на занятиях Оксана показывала общеразвивающее упражнения у гимнастической стенки. Это были очень хорошие упражнения, но, главное – за годы работы и тренером по гимнастике, и преподавателем – я таких упражнений не видел. Выяснилось, что это были элементы программы подготовки пловцов. Я законспектировал эти упражнения и до сих пор показываю их студентам. Я всегда радуюсь, если студенты открывают что-то новое для меня.

Ева Волкова, Б-7211

Ольга Демидова: «Не мы идём по пути, а путь проходит сквозь нас» (Конфуций)

Ольга Сергеевна Демидова – лаборант, делопроизводитель кафедры филологического образования и журналистики. Человек, преданный своей работе: в СурГПУ на этой должности она трудится уже 26 лет. В трудовой книжке Ольги Сергеевны только одна запись: принята на должность лаборанта в СурГПУ (СурГПИ).

1996 год: стоят (слева направо) – А.В. Бодак, Л.В. Карлова, О.С. Демидова;

сидят - А.М. Гильбурд, А.П. Храмченко, Л.Г. Медведева, О.П. Кожокарь.

– Ольга Сергеевна, с чего началось Ваше знакомство с СурГПУ?

– 2 октября 1995 года стал моим первым рабочим днём в Педагогическом. Тогда компьютеров в вузе ещё не было – я начинала работать на печатной машинке. Мне пришлось осваивать работу машинистки, хотя я окончила училище по специальности «оператор ЭВМ». Когда я начинала работать, ещё не было кафедр, и нас, лаборантов, закрепляли за одним из преподавателей. Позже мне предложили кафедру на выбор: русский язык или литература. Я выбрала кафедру «русского языка и методики его преподавания» и работала под руководством А.М. Гильбурда.

– Были ли какие-то трудности в начале работы?

Конечно, я волновалась первые месяцы: я пришла сразу после училища, не имея совершенно никакого опыта. Часто переживала – правильно ли действую? Но коллектив всегда поддерживал, давал опору. Меня сразу хорошо приняли, я познакомилась с другими лаборантами, мы стали общаться. Когда в вузе появились компьютеры, многие лаборанты испытывали трудности в работе с ними. Я им объясняла, как работать, помогала разобраться в программах, освоить базовые навыки.

Что помогает Вам настроиться на рабочий лад?

– Я стараюсь всегда быть в хорошем настроении. Если мы открыты, приветливы, то и люди относятся к нам с душой. А коллектив у нас очень хороший, работаем в комфортной атмосфере. Для меня СурГПУ – вторая семья.

– Какие у вас есть увлечения помимо работы?

С недавних пор моим увлечением стала йога и духовные практики. Мой преподаватель по йоге организовывает туры и именно с ней первый раз я посетила Индию. Первый тур был в Предгорья Гималаев, там мы побывали в Агре, Дхарамсале (это нынешняя резиденция Далай-ламы). Один из ярких моментов:  мы поднимаемся на гору по длинной и извилистой дороге. Мы идём вверх, а солнце сверху светит на нас, и нам радостно на душе. Когда мы поднялись на плато, то увидели красоту Гималаев вокруг. Они были так близко: руку протяни, и вот они, величественные горы. Через некоторое время облака стали опускаться вниз. Вскоре облака опустились так низко, что буквально окутали нас со всех сторон! На расстоянии вытянутой руки никого и ничего вокруг не было видно. Невероятные ощущения! А ещё в одном из туров мы побывали в Гималаях. Ночевали на берегу озера в палатках под открытым небом среди Гималайский гор. В одно из ночей я вышла из палатки и была поражена небом: оно было усыпано звёздами! И я впервые увидела Млечный Путь. Такие яркие впечатления заряжают энергией, дают силы для дальнейшей работы.

Ева Волкова, Б-7211

Светлана Лебедева: «Работать всегда было не просто, но интересно»

Светлана Гавриловна Лебедева - секретарь президента СурГПУ Надежды Васильевны Коноплиной – уже 35 лет трудится на благо Педагогического. Светлана Гавриловна призналась: ни разу у неё не возникло мысли сменить работу. Что держит её в нашем вузе, чему она учится у студентов, просто ли работать с Надеждой Васильевной – ответы на эти и другие вопросы - в нашем интервью.  

- Светлана Гавриловна, чего началось ваше знакомство с СурГПУ?

- В 1986 году я пришла работать в педагогическое училище. Начинала трудовой путь лаборантом. Потом меня временно перевели в приемную директора, да так я и осталась здесь на 30 лет. С коллегами прошла путь от училища до университета. Ведь, как вы знаете, у нашей образовательной организации четыре дня рождения: 1986, 1992, 1995, 2005 годы. Все «рождения» не были легкими: нужно было проходить аттестацию, подтверждать новый статус. И это, наверное, самые запоминающиеся события и главные и в истории вуза, и моей личной истории.

- Расскажите, как тогда, в конце 1980-х, Вас принял коллектив?

- Мне повезло, что судьба свела меня с таким руководителем как Надежда Васильевна. Она сумела собрать команду единомышленников.  Своим примером вела нас к вершинам образовательного Олимпа (первая защитила кандидатскую, докторскую диссертации). Всегда поддерживала советом и делом, у нее была сильная мотивация к работе, уверенность в решении проблем.  Работать с ней всегда было не просто, но интересно. Это вдохновляло нас идти в ногу со временем, а иногда и опережать время. Ведь мы были первопроходцами не только в городе, но и в округе, области.

- Были ли какие-то трудности в начале работы?

- Конечно же, были трудности, но мы упорным трудом сумели их преодолеть. И наш Педагогический стал одним из лучших вузов России. Как говорится в поговорке «Под лежачий камень вода не течет».  Я очень горжусь тем, что частица и моей души присутствует в становлении и росте нашего вуза.

- Почему Вы так долго работаете в вузе? Что Вас здесь держит?

- Сейчас, оглядываясь назад, понимаю: у меня ни разу не возникло мысли сменить работу, коллектив. Команда работала всегда слаженно, сплочённо, чувствовался локоть коллег: если беда, то одна на всех. Умели и отдыхать: были праздничные капустники, тематические вечера, смотры и конкурсы, туристические слеты, юбилеи и ещё много традиционных мероприятий - всё как в большой дружной семье.

- Что даёт Вам общение со студентами?

- Студенты – наша гордость. Многие выпускники стали коллегами в университете, директорами школ, дошкольных учреждений. Это говорит о высоком уровне их образования и компетентности наших педагогов.

Что дает общение с ними лично мне? Общение со студентами продлевает молодость! Я не ощущаю свой возраст, потому что всегда в  окружении  молодых, энергичных людей. И это здорово, и очень важно для старшего поколения. 

Ева Волкова, Б-7211

Николай Чужмарь: «Поддерживать электрическую энергосистему вуза – дело очень ответственное»

28 лет в инженерно-техническом отделе нашего университета работает инженер-энергетик Николай Григорьевич Чужмарь.  25-ти летним пареньком он пришёл в Педагогический; и вот уже почти 30 лет  следит за электроснабжением вуза. А не так давно он и сам стал студентом СурГПУ: в 50-летнем возрасте поступил на факультет управления.

- Николай Григорьевич, с чего началось Ваше знакомство с Педагогическим?

- Началось оно в 1993 году: я пришёл работать в тогда ещё училище по приглашению Надежды Васильевны Коноплиной. До этого трудился на ГРЭС-2, мой отдел занимался подключением к электроэнергии дошкольных учреждений, магазинов, школ, училищ, институтов. И вот однажды я выполнял работы в педагогическом училище - подключал штукатурную станцию. Тогда меня заметил комендант – Горбунова Наталья Михайловна.  Предложила перейти работать в вуз. В итоге мы с Надеждой Васильевной поговорили, и она дала мне и работу, и общежитие.

- Сталкивались ли Вы с рабочими трудностями?

- Конечно! Мне было 25, когда я приехал в Сургут: знакомых, друзей здесь не было. И опыта у меня было мало. И интернет тогда ещё не существовал: если чего-то не знал, приходилось ходить в техническую библиотеку, смотреть схемы, вспоминать то, что учил когда-то в колледже.

 - Николай Григорьевич, за что Вы любите свою профессию?

- Порой, она просто завораживает: ты что-то подключаешь, «колдуешь» - и вот появляется свет или забарахливший было прибор начинает работать. Ещё в моей профессии важно не теряться в сложных ситуациях, уметь быстро принимать решения.

- Вы всегда мечтали стать инженером-энергетиком?

- Нет, в детстве я хотел быть строителем, как и мой отец. Но так вышло, что я увлекался баскетболом, и однажды меня позвали в сборную. И тренер предложил поступить в колледж на электрика или механика без экзаменов. Я подумал, обсудил с родителями и решил пойти. Но проситься без экзаменов стало стыдно, поэтому выучил все билеты и поступил самостоятельно. А сейчас снова учусь – получаю высшее образование.

 Аделина Тоницой, Б-7211


Дата редактирования: 25.06.2021