Сургутский государственный педагогический университет

Лаборатория исследований проблем физ. воспитания и этнопедагогики

Информация о заведующем:

Синявский Николай Иванович – доктор педагогических наук, профессор

Контактная информация:

г. Сургут, ул. Артема, д. 9, каб. 007

тел. (3462) 36-31-66 (2-007)

NSinyavskiy@surgpu.ru

Цели  деятельности:

  1. Разработка современных научных и методических подходов к совершенствованию системы спортивного отбора.
  2. Разработка научно обоснованных подходов к обеспечению реализации ФГОС  и  ВФСК ГТО в сфере физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи.
  3. Изучение опыта воспитания народов ханты и манси подрастающего поколения в направлениях умственного, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического, трудового воспитания.

Список сотрудников:

Ботяев Валерий Леонидович – главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент;

Гимазов Ринат Маратовичведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент;

Семенов Леонид Алексеевич – главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор;

Прокопенко Виктор Иванович – главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор;

Шаймарданов Рафис Хасанович – главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор.

Тематика НИЛ:

  1. Разработка современных научных и методических подходов к совершенствованию системы спортивного отбора;
  2. Разработка научно обоснованных подходов к обеспечению реализации ФГОС и ВФСК ГТО в сфере физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи;
  3. Изучение опыта воспитания народов ханты и манси подрастающего поколения в направлениях умственного, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического, трудового воспитания;
  4. Научно-методическое сопровождение процесса реализации ФГОС спортивной подготовки в учреждениях образования.
  5. Теоретико-методологическое и методическое обеспечение реализации ФГОС и ВФСК ГТО в сфере физического воспитания детей дошкольного, школьного возраста и студенческой молодежи.
  6. Теоретико-методологическое и методическое обеспечение этнокультурного образования коренных народов ХМАО - Югры в рамках ФГОС.

Основные публикации за 2014 – 2018 гг.

Монографии:

  1. Семенов Л.А. Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга. - М: Советский спорт, 2013.- 100 с.
  2. Прокопенко В.И., Шаймарданов Р.Х. Этнопедагогика народа ханты. Монография. Серийное издание «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Т. 32. Новосибирск: Наука, 2014. – 184 с.
  3. Прокопенко В.И., Шаймарданов Р.Х. Концепция формирования культуры интеллектуального труду у будущих специалистов. – Павлодар: изд-во ПГПИ, 2015. – 112 с.
  4. Шаймарданов Р.Х. Модель формирования культуры интеллектуального труду у будущих специалистов. – Павлодар: изд-во ПГПИ, 2015. – 180 с.
  5. Гимазов, Р. М. Управление движениями в спорте: уровень мышечно-суставных увязок (по классификации Н.А. Бернштейна) [Текст]: моногр.: [в 2 ч.] Ч. 1 / Р. М. Гимазов, Г. А. Булатова; бюджет. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2016. – 239 с.
  6. Шаймарданов Р.Х. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современном образовательном пространстве: коллективная монография / Под ред. К. В. Абрамовой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 120 с.
  7. Шаймарданов Р.Х. Сетевое партнёрство школы, вуза и бизнеса в профессиональной ориентации обучающейся молодежи. Монография. Сургут: ИПД «Дефис», 2017. - 223 с. (в соавт.).
  8. Прокопенко В.И., Осипова М.В. Традиции физического воспитания, игры состязания ороков и айнов (середина ХIХ – начало ХХI вв.) / В.И. Прокопенко, М.В. Осипова. – Южно-Сахалинск. 2018. – 132 с.: ил.

Учебники и учебные пособия:

  1. Гимазов Р.М. Структурно-фазовый анализ движений спортсмена (биомеханический аспект) // Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: Направления подготовки: 050100.62 Педагогическое образование, профиль Физкультурное образование; 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура); 050100.68 Педагогическое образование, профиль Физкультурное образование, магистерская программа «Теория физической культуры и технологии физического воспитания»; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образ. ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
  2. Гимазов Р.М. Статистическая обработка материалов исследования на компьютере// Учебно-методическое пособие: Направления подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование, Образование в области безопасности жизнедеятельности), 034400 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). — Сургут: РИО СурГПУ, 2015.
  3. Синявский Н.И., Гайдын Н.П., Безноско Н.Н., Фурсов А.В. Организация образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе (учебно-методическое пособие). - Филиал ТюмГУ в Тобольске.- 2015.-192 с.
  4. Прокопенко В.И. Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина: книга для учителя / В. И. Прокопенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 320 с : ил.
  5. Синявский Н.И. Организация образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе в условиях реализации ФГОС/ Синявский Н.И. Безноско Н.Н., Фурсов А.В., Михель О.И.  Учебно-методическое пособие. Тюмень: Аксиома,2015.- 169 с.
  6. Синявский Н.И. Внеурочная деятельность по предмету «Физическая культура» в  условиях  реализации ФГОС/ Синявский Н.И. Акушев Г.М., Фурсов А.В. Садыков Р.И. Учеб.-методическое.  пособие. Сургут : РИО СурГПУ, 2016. -123 с.
  7.  Прокопенко В.И., Осипова М.В., Пасюков П.Н. Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина: Книга для учителя: учеб. пособие / В.И. Прокопенко, М.В. Осипова, П.Н. Пасюков.- Хабаровск: Изд. Дом «Частная коллекция», 2017. – 104 с.: ил.
  8. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе отбора и прогнозирования успешной специализации в сложно-координационных видах спорта (методическое пособие). - Сургут: РИО Сур ГПУ, 2016. – 103 с.
  9. Синявский Н.И.  Комплекс ГТО как основа физкультурно-оздоровительной и спортивно массовой работы в школе/ 9.          Синявский Н.И., Фурсов А,В.   Учебно-методическое пособие: Бюджет.  учреждение   высш. образования  Ханты-Манс.  авт.округа –Югры  «Сургут.  гос.  пед.ун-т». -Тюмень:Аксиома, 2017. –140 с.

Публикации в российских научных журналах из списка WEB OF SCIENCE И SCOPUS:

  1. Гимазов, Р.М. Взаимосвязь стабилометрических показателей постуральной мышечной координации и показателей электронейромиографии нервов нижней конечности спортсменов [Текст] / Р. М. Гимазов, Ю. Ю. Старых, С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №8. – С. 20-23.
  2. 2.Гимазов, Р.М. Адаптивные реакции нервно-мышечной системы на тренировочные нагрузки у подростков, занимающихся гиревым спортом [Текст] / Р.М. Гимазов, Булатова Г.А. // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №8. – С. 53-55
  3. Шаймарданов Р.Х. The intellectual work management as an essential condition for creativity development of higher education institution / Управление интеллектуальным трудом как важное условие развития креативности ВУЗа // International Journal of Environmental and Science Education" (ISSN13063065-Turkey-Scopus), в периодическом тематическом номере "Features of education management: world experience, current requirements, new trends and prospects". – 2016. - №6-7. – С. 10-13 (в соавт.).
  4. Семенов Л.А. Влияние летнего отдыха на кондиционную физическую подготовленность учащихся младших классов // Теория и практика физической культуры. 2017. №8. С. 59-61. (в соавт.).
  5. Семенов Л.А. Особенности конверсии передовых технологий в спорте // Теория и практика физической культуры. 2017. № 8. С. 66-68. (в соавт.).
  6. Фурсов А.В. Рейтинговая система оценки работы образовательных учреждений по организации и подготовке учащихся к выполнению норм ГТО// Фурсов А,В.Синявский Н,И. //Теория и практика физической культуры. 2017.-№ 8. - C.101-102.
  7. Синявский Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «готов к труду и обороне» (ГТО)/ Синявский Н.И., Фурсов А,В. //Теория и практика физической культуры. 2017.-№ 8. - C.94-95.
  8. Синявский Н.И.Отношение учителей физической культуры к организации физического воспитания в образовательных учреждениях/ Синявский Н.И. Родионов В.А., Лосев В.Ю., Фурсов А.В., //Теория и практика физической культуры. 2017.-№ 9. - C.86-88.
  9. Синявский Н.И. Отношение учителей физической культуры к внедрению комплекса ГТО в образовательных учреждениях/ Синявский Н.И. Апокин В.В.
  10. Фурсов А.В., Обухов С.М. //Теория и практика физической культуры. 2017.-№ 11. - C.90-92.

Публикации в российских научных журналах из списка ВАК:

  1. Гимазов Р.М., Булатова Г.А. Биомеханический подход к классификации стабилометрических показателей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2014. - № 12 (118).
  2. Гимазов Р.М., Булатова Г.А. Уровни мышечной регуляции вертикальной позы у спортсменов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. - № 1 (34).
  3. Ботяев В.Л. Координационные способности и их место в системе спортивного отбора // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (28). - С. 127-133.
  4. Ботяев В.Л. Анализ соответствия перспективно-прогностическим моделям координационной подготовленности юных гимнасток, занимающихся на этапе начальной специализированной подготовки (на примере спортивной и художественной гимнастики) // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 94-97.
  5. Ботяев В.Л. Методические приемы реализации спортивного отбора на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах спортивной тренировки // Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. – 2014. - № 5. - С. 2-4.
  6. Синявский Н.И., Садыков Р.И., Безноско Н.Н. Cтруктурно-функциональная модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности у юношей в общеобразовательной школе Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. – № 5 (111). – С.171-175.
  7. Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Садыков Р.И. Содержание пульсовых профилей нагрузок у юношей на уроках физической культуры образовательно-предметной направленности
  8. Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Садыков Р.И. Коррекция физического здоровья школьников на основе экспресс-оценки в условиях реализации ФГОС
  9. Синявский Н.И., Фурсов А.В., Камартдинова А.А., Применение автоматизированной онлайн технологии в программно-методическом сопровождении «Губернаторских состязаний Ханты-Мансийского автономного округа - Югра среди детей 6-7 лет» Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015.- № 2 (120). – С.160-164.
  10. Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Обухов С.М., Родионов В.А., Михель О.И. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
  11. Синявский Н.И., Фурсов А.В., Камартдинова А.А., Герега Н.Н. Применение онлайн технологий в программно-методическом обеспечении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015.- № 3 (123). – С.133-136.
  12.  Гимазов Р. М. Уровни мышечной регуляции вертикальной позы у спортсменов [Текст] / Р. М. Гимазов, Г. А. Булатова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета: Научный журнал. Сургут: РИО СурГПУ,  2015. - № 1 (34) - С. 205-209.
  13. Гимазов Р. М. Классификация изгибов позвоночника у студентов в сагиттальной плоскости [Текст] / Р. М. Гимазов [и др.] // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. - № 8.1 (68). - С. 553-560.
  14. Гимазов Р. М. Состав и структура двигательных способностей человека [Текст] / Р. М. Гимазов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11(129). – С. 67-72.
  15. Гимазов Р. М. Уровни мышечной регуляции динамического баланса в вертикальной позе у спортсменов [Текст] / Р. М. Гимазов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – № 3 (133). – 2016. – С. 58-61.
  16. Гимазов Р. М. Дидактическая модель совершенствования спортивных движений человека на основе учёта свойств двигательных способностей субкортикальных уровней построения движений [Текст] / Р.М. Гимазов, Г. А. Булатова, Р.Х. Шаймарданов // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2017. - № 3. – С. 62 – 69.
  17. Гимазов Р. М. Особенности техники конькового хода в ездовом спорте дисциплины скиджоринг [Текст] / Р.М. Гимазов, Месилова Е.С.  // Вестник Сургутского государственного педагогического университета: Научный журнал. Сургут: РИО СурГПУ.- 2017. - № 5 (50). - С. 81-85.
  18.  Шаймарданов Р.Х. Из истории национального образования Ханты-Мансийском автономном округе – Югре // Транспортное дело России. 2016. - №1(122). С. 62-66 (в соавт.).
  19. Шаймарданов Р.Х. Критическое мышление как основа формирования культуры интеллектуального труда // Научное мнение. – 2016. - №6-7, С. 10-13 (в соавт.).
  20. Шаймарданов Р.Х. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках «Физическая география» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. - №4. – С. 52-58 (в соавтр.).
  21. Шаймарданов Р.Х. Механизм отслеживания сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках географии // Научное мнение, 2016. - №8-9. – С. 116-124 (в соавтр.).
  22. Шаймарданов Р.Х. Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 5-7 классов. Предметная область «География» // Педагогический журнал Башкортостана. 2017.- №1. – С. 127-135 (в соавт.).
  23. Гимазов Р.М., Булатова Г.А., Шаймарданов Р.Х. Дидактическая модель совершенствования спортивных движений человека на основе учета свойств двигательных способностей субкортикальных уровней построения движений // Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки). – 2017. - №3. – С. 62-69.
  24. Шаймарданов Р.Х. Предмет и методология этнической педагогики // Научное мнение. – 2017. - №5, С. 37-43.
  25. Шаймарданов Р.Х. Совершенствование технологической компетенции сотрудников учреждений социального обслуживания через внутрифирменное обучение // Вестник ЧГПУ. 2017. №5. С. 16-23 (в соавт.).
  26. Шаймарданов Р.Х. Технологическая компетенция сотрудников социального обслуживания населения // Вестник СурГПУ, 2017, №5. – С. 124-130 (в соавт.).
  27. Семенов Л.А. Конкретизация предмета конверсии на основе выделения различных классов спортивных технологий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. - № 1.- С. 9-11 (в соавт.).
  28. Семенов Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей-выпускников ДОО в контексте реализации требований ФГОС // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. - № 1.- С. 26-30.
  29. Семенов Л.А. Анализ состояния кондиционной физической подготовлен-ности детей, поступающих в первый класс, в контексте реализации ФГОСов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2016, № 1 (131) – С. 208-213.
  30. Семенов Л.А. Динамика состояния кондиционной физической подготовленности детей в период обучения в начальной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016. - № 4.- С. 61-64.
  31. Семенов Л.А. Влияние третьего урока физической культуры на кондиционную подготовленность учащихся младших классов // Теория и практика физической культуры. 2017. №5. С. 100-102.
  32. Семенов Л.А. Общие тенденции изменения состояния кондиционной физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ до и после летних каникул // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №2 (144). С. 229-234.
  33. Ботяев В.Л., Шалманов А.А. Координационные способности как фактор повышения надежности и качества исполнения сложных технических элементов спортсменами сноубордистами. - Экстремальная деятельность человека. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2014. - №4 (33). – С. 35-38.
  34.  Ботяев В.Л. Прохоров В.И., Шевцов В.В. Теоретические основы и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона Ашапатова А.В. - Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. - №4 (134). – С. 221-226.

Охранные документы на объекты интеллектуальной собственности:

  1. Патент 2547991 Российская Федерация, МПК A61B 5/103 (2006.01). Способ стабилометрического исследования мышечной координации при регуляции вертикальной стойки человека / Гимазов Р.М.; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - № 2013112431/14; заявл. 19.03.2013; опубл.10.04.2015 Бюл. № 10.
  2. Патент 2547992 Российская Федерация, МПК A61B 5/103 (2006.01). Способ стабилометрического исследования нервной регуляции вертикальной стойки человека / Гимазов Р.М.; заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». - № 2013112364/14; заявл. 19.03.2013; опубл. 10.04.2015 Бюл. № 10.
  3. Патент 2558977 Российская Федерация, МПК A61B 5/103 (2006.01). Способ определения состояния тонуса коротких околопозвоночных мышц туловища / Гимазов Р.М.; заявитель и патентообладатель Гимазов Ринат Маратович. – № 2014121611/14; заявл. 27.05.2014; опубл. 10.08.15, Бюл. № 22.
  4. Патент 2611758 Российская Федерация, МПК A61B 5/107 (2006.01). Способ определения состояния тонуса поверхностного слоя скелетных мышц туловища/ Гимазов Р.М.; заявитель и патентообладатель Гимазов Ринат Маратович. – № 2015146362; заявл. 27.10.2015; опубл. 28.02.2017, Бюл. № 7.
  5. Синявский Н.И., Фурсов А.В., Камартдинова А.А. Программа ЭВМ Губернаторские состязания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры среди детей 6-7 лет в образовательной области «Физическая культура» // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. №2014613723. Дата гос. регистр. 03.04.2014 г.
  6. Синявский Н.И., Фурсов А.В., Вербицкий К.Г., Рябов С.А., Вешапидзе Г.В. Программа «Автоматизированное сопровождение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. №2014661696. Дата гос. регистр. 11.11.2014 г.
  7. Семенов Л.А. Программа ЭВМ: «Мониторинг состояния физической подготовленности детей дошкольного возраста» // Свидетельство о гос. регистрации № 2014611532 от.04.02.2014 г.
  8. Семенов Л.А. Программа ЭВМ: «Мониторинг состояния физической подготовленности детей школьного возраста» // Свидетельство о гос. регистрации № 2014612864 от.12.03.2014 г.
  9. Семенов Л.А. Программа ЭВМ: «Обработка результатов мониторинга физического состояния школьников на муниципальном и субъектном уровне» // Свидетельство о гос. регистрации № 2015612458 от.19.02.2015 г.
  10. Шаймарданов Р.Х., Адилова В.Х., Ержанов Е.Т. Научная организация труда школьника как будущего специалиста // Свидетельство о гос. регистрации права на объект авторского права № 2993 от 08.12.2017 г. Республики Казахстан.
  11. Ботяев В.Л. Устройство для контроля и оценки вестибулярной (статокинетической) устойчивости // патент на полезную модель №169239, дата регистрации 13 марта 2017 г. Заявка №2016136837, Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Дата редактирования: 18.02.2020